fb pixel
Телеканал NTD

Что заставляет людей покупать сувениры?

Что заставляет людей покупать сувениры?

Что такое сувенир? Для чего эти безделушки, как правило, не имеющие функционального предназначения, нужны человечеству?

Сувениром может выступать любой предмет. Раньше, когда мир еще не заполонили дешевые китайские сувениры оптом, люди просто отколупывали кусочки от Великой китайской  стены или от Афинского Акрополя, что наносило данным памятникам немалый урон (Великую стену многочисленные туристы за 2 тысячи лет разобрали почти полностью).

Более простые культуры вырывали зубы крокодила или срезали скальпы представителей соседнего племени и делали из них прекрасные сувениры. В наши дни производство сувениров – это огромная индустрия, где вращаются немалые средства, и лидером в которой является заполонивший все Китай.

И сегодня, сидя за длинными столами пивного фестиваля в Баварии, и наслаждаясь германской культурой, вы вдруг можете обнаружить на вашей «настоящей» немецкой кружке надпись «made in China». Хотя в последнее время на пятки Китаю наступают другие азиатские страны, например, Вьетнам шьет сумки оптом для многих известных брендов.

В переводе с французского сувенир (souvenir) означает воспоминание, память.  Таково устройство человека: он все время пытается прихватить что-нибудь на память. И это желание легко понять и объяснить. Окружающий нас мир необычайно изменчив.

«Все течет, все изменяется», — подметил древнегреческий философ Гераклит еще 2  тысячи лет назад. Мыслитель чутко уловил и обозначил один из главных страхов человечества – страх перемен. Меняется все — мода, вкусы, идеологии, климат и само наше тело со временем предательски меняется не в лучшую сторону.

Сталкиваясь с чем-то хорошим в нашей жизни, мы пытаемся задержать момент или возвращаться в него снова и снова. Есть понятие в психологии – якорение, обозначающее процесс установления «якоря» на то или иное психологическое состояние.

Якорем может выступать все, что угодно: прихваченная с моря ракушка, запах духов любимой женщины, набор действий, например, прогулка по местам детства или поедание молочного супа по рецепту бабушки. Очевидно, что страсть к приобретению сувениров и якорение – родственные явления.

Каждый раз, взглядывая на магнитик на холодильнике, мы вспоминаем блошиный рынок у Карлова моста, где мы приобрели эту милую вещицу, и то, как беззаботны и счастливы мы были тогда.

Есть и другие аспекты этого явления. Многие сувениры становятся предметом коллекционирования. В таком случае стоимость безделушки может вырасти в десятки и сотни раз: картины, статуэтки, коллекционные марки, монеты, наперстки – с каждым годом цена этих однажды купленных вещичек увеличивается.

Коллекционирование удовлетворяет человеческую страсть к познанию, а также повышает статус обладателя богатой коллекции.

И, конечно, покупка сувениров – это своего рода фетишизм, страсть к вещам и наделение их особыми свойствами. Так люди покупают талисманы, обереги, нэцке, иконки и многое другое.

Итак, сувениры существовали с того момента, когда у людей появилась развитая память и желание сохранить, что-то на память. С тех самых пор сувениром могло стать все, что угодно, и со временем производство подарков превратилось в огромную индустрию, производящую немалые прибыли из «сущих пустяков».

Природа сувенира имеет глубокие основания в человеческой бессознательном: в стремлении сохранить что-то неизменное и приятное в постоянно меняющемся мире, а также управлять собой и окружающим миром посредством вещей, имеющих особые свойства; удовлетворяет страсть к познанию мира и коллекционированию.

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: