fb pixel
Телеканал NTD

Хор Донских казаков возвращается на родину

Хор Донских казаков возвращается на родину

  В Камерном зале Петербургской капеллы впервые заговорили о хоре Донских казаков Сергея Жарова. В рамках..

Дата загрузки: 2024-03-29

Хор Донских казаков возвращается на родину

 

В Камерном зале Петербургской капеллы впервые заговорили о хоре Донских казаков Сергея Жарова. В рамках 7-го Межрегионального фестиваля «Преемственность» исследователи жизни и творчества именитого коллектива представили редкие видео и аудиозаписи концертов. А это звучит голос самого руководителя хора.

Более 250 пластинок выпустили ведущие фирмы грамзаписи за пределами России, общий тираж которых составил почти 11,5 миллионов экземпляров. Русские эмигранты выступали с 23-го по 79-й год в Европе, Америке, Австралии, Новой Зеландии и Африке. А в Советском Союзе невозможно было достать записи аж до 90-х годов прошлого века, до падения «железного занавеса».

Хор пел романсы, русские народные, казачьи песни и даже то, что никто до них никогда не пел: отрывки из опер без сопровождения оркестра. А начинали они свои концерты всегда с церковных песнопений, из-за чего считались врагами советской власти и в Россию попасть так и не смогли. По этой причине на родине они до сих пор малоизвестны.

[Светлана Зверева, хормейстер, педагог-музыковед, Великобритания]:
«Жаров популярен, диски раскупаются, люди знают, но в Москве, после того как был привезен архив в 2007 году, часть архива в Музей музыкальной культуры, каких либо акций больше не устраивалось, только была презентация этого архива, и на этом дело закончилось».

Не признавали хор еще и потому, что Сергей Жаров, певец и хормейстер, был выпускником московского Синодального училища и Александровской военной академии. В гражданскую войну, после победы красных, он в чине сотника покинул берега родины. И в составе бригады Донских казаков с остатками Белой армии попал в Чилингир. Чудом ему удалось выжить. Был голод, тиф и эпидемия холеры.

[Михаил Блинов, историк, исследователь Белого движения]:
«Его деятельность началась с того, что он помогал русской церкви отпевать и провожать в последний путь своих донских казаков».

Там, в лагерных условиях, в 1921 году, чтобы не умереть с голоду, Сергей Жаров организовал хор. Далее в поисках работы они оказались в Греции, Болгарии. А славу хору принесло первое выступление в королевском дворце Вены, Хофбурге. Европейская публика несколько раз вызывала артистов на «бис».

[Стюарт Кэмпбелл, хормейстер, педагог-музыковед, Великобритания]:
«Для западного мира — это вестник русской культуры, в какой-то мере, это — сохранение русских традиций вне России, когда их сложнее было сохранить, мягко говоря, в советской России».

Серей Жаров был душой хора. Скупыми жестами он смог мастерски объединить редкие басы и тенора в один звук. Но при этом голос каждого отдельного артиста не терялся. Им рукоплескали во всем мире, даже в императорском дворце Японии, куда европейцам вход был запрещен.

[Андрей Дьяконов, протоиерей, Санкт-Петербург]:
«Японские газеты писали, что выступление хора Жарова, это — 1956 год, послужит сближению и русского и японского народов, пониманию искусства, музыки русского народа. Японские газеты забыли о чем? О том, что эти люди в 20-м году уехали из России, но они продолжали служить ей».

 

Очень много было создано подобных коллективов, но они, зачастую, исполняли песни Красной армии.

[Ирина Мински, исследователь творчества хора, Голландия]:
«Они, скорее, поют песни Краснознаменного ансамбля Советской армии. С музыкальной точки зрения для меня, человека, который слышал хор Жарова, это так грустно».

В рамках фестиваля «Преемственность» до 14 ноября пройдут концерты в честь хора Сергея Жарова. А также — выставки, где представлены письма, фото и афиши из личного архива регента хора.

NTD, Санкт-Петербург, Россия

Короткая ссылка на эту страницу:

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: