fb pixel
Телеканал NTD

Русский музыкант возродил игру на охотничьих рогах

Русский музыкант возродил игру на охотничьих рогах

  Так звучат охотничьи рога. Каждый инструмент издаёт только одну ноту. При игре на них возникает..

Дата загрузки: 2024-03-29

Русский музыкант возродил игру на охотничьих рогах

 

Так звучат охотничьи рога. Каждый инструмент издаёт только одну ноту. При игре на них возникает своеобразное звучание, которое напоминает орган. Но эта музыка почти на столетие замерла и считалась безвозвратно утерянной. А Сергею Песчанскому, художественному руководителю «Русской роговой капеллы», чуть более 10 лет назад все же удалось создать целый оркестр. Свой первый рог музыкант изготовил из бумаги.

[Сергей Песчанский, создатель «Русской роговой капеллы»]:
«Сначала звук был не очень, такой дрожащий, потом я взял ножницы, подрезал раструб и с каждым разом звук становился все лучше и лучше. Если проклеить все шовчики скотчем, то он будет ещё лучше».

Расцвет этой музыки был в XVIII веке. Русские императоры и богатые вельможи ценили роговые оркестры за мощь, эффектное общее звучание под открытым небом, а главное – помпезность.

Вот на таком простом инструменте Сергей Николаевич добивался и от своих учеников извлечения, как говорит он, доброго и чистого звука. Ведь на рогах легче постигать азы мастерства.

[Сергей Песчанский, создатель «Русской роговой капеллы»]:
«Он хорошо сливается с однородным. Они не отталкивают друг друга, а наоборот, дополняют, и получается такая конструкция правильной формы — от земного к небесному выстраивается».

Когда на одном из отчетных концертов ученики Сергея Песчанского сыграли фанфару, всем понравилась неожиданно красивая и стройная музыка. Появилась идея: создать металлические рога. Но как сделать? Даже на заводе музыкальных инструментов отказались помочь. Не имея примера звучания, сохранившегося нотного материала и таких инструментов, Сергей Песчанский в 2001 году начал их создавать сам.

На сегодня у коллектива уже есть своя технология производства рогов. Вот так из листа латуни по лекалу музыканты вырезают заготовку. На единой оснастке ее заворачивают в трубу, скрепляя в нескольких местах проволокой для будущей пайки.

[Владимир Петров, музыкальный мастер]:
«Каждый раз получается новое что-то, в зависимости от металла, от того, из какой он толщины, из какого материала, потом мне все рассказывает Сергей Николаевич, что получилось».

Сейчас у артистов в арсенале — более 100 инструментов, на которых они исполняют около 50 произведений. Это фанфарная, народная, классическая и духовная музыка. Она уже стала популярной из-за её необычности, в сочетании с особым способом извлечения звука.

[Сергей Песчанский, создатель руководитель «Русской роговой капеллы»]:
«Если вы будете выдувать, вы будете забивать звук, вы представьте, что вы проглотили колокол. Берете воздух, держите стенки колокола, ребра ни в коем случае не сдавливайте. Я не знаю, как так появляется звук, ведь когда мы разговариваем, мы же не думаем, как звук появляется, он появится сам».

Музыкант Сергей Песчанский начал писать книгу, в которой для будущих поколений будут воспоминания и бесценный опыт создания рогов.

NTD, Санкт-Петербург, Россия

Короткая ссылка на эту страницу:

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: