На фактурной бумаге, дереве, ткани, пергаменте и стекле созданы эти работы известных русских художников XIII–XX веков. Сегодня их произведения представлены в Третьяковской галерее. Организаторы выставки задались целью показать, что именно поверхность, на которую наносится рисунок, зачастую играет главную роль в его создании.
В экспозиции более 150 произведений. Редкие образцы коллекции — бумага верже. Она неровного отлива, поэтому по-разному впитывает и удерживает краску на поверхности. Нередко водяные знаки на таких листах вдохновляли художников и становились декоративной деталью работы.
[Ирина Шуманова, куратор выставки]:
«В нашей коллекции бумаг оказалась удивительная старинная бумага с изображением виноградной кисти. Когда такая бумага, купленная на французских развалах, попала к Михаилу Ларионову, он на ней изобразил целую серию натюрмортов, главным действующим лицом которых была виноградная кисть».
На цветной бумаге художники добивались особенного эффекта рисунка. В «Библейских эскизах» Александра ИвАнова такая основа — важная составляющая образов. А грунтованием и тонированием листа он придавал рисункам дополнительные визуальные эффекты.
[Евгения Илюхина, куратор выставки]:
«На этом складчатом фоне возникают боле скульптурные, более рельефные складки одежд. Это этюды для картины "Явление миссии"».
Гладкий «бристольский картон» художники любили использовать в начале XIX века для портретов, написанных акварелью. Эта традиция берет свое начало у миниатюр, выполненных на полированных костяных пластинах. Шероховатая основа дает большую цветовую насыщенность, а на рельефном пергаменте хорошо сохраняется пастель, которая в других случаях обычно легко осыпается. Среди редких основ для графики — шелк, дерево, стекло.
NTD, Москва
———-
Мастерская по реставрации в Санкт-Петербурге: антиквариат — продажа, реставрация на сайте bagetimebel.ru. Предметы старинного интерьера.
Короткая ссылка на эту страницу: