fb pixel
Телеканал NTD

Аналитик – о ходе медицинской реформы в Украине

Аналитик – о ходе медицинской реформы в Украине

В Украине уже второй год проводится реформа здравоохранения, которая должна улучшить качество предоставления первичной медицинской помощи..

Дата загрузки: 2024-04-19

Аналитик – о ходе медицинской реформы в Украине

В Украине уже второй год проводится реформа здравоохранения, которая должна улучшить качество предоставления первичной медицинской помощи и повысить зарплаты врачам. Пока модель реформы тестируют в Донецкой, Днепропетровской и Винницкой областях, а также — в Киеве. В скором времени власти планируют внедрять изменения во всех регионах. Александра Бетлий, эксперт Института экономических и политических исследований, рассказала о том, как продвигается реформа, и какие существуют недостатки. Аналитик говорит, что основные проблемы заключаются в том, что изначально не была выписана чёткая стратегия реформирования отрасли, и что отсутствует надлежащее финансирование.

Александра Бетлий
эксперт Института экономических исследований

Дело в том, что состояние дел в здравоохранении в Украине является неудовлетворительным. Как система, так и здоровье нации. Ни для кого не секрет, что уровень смертности остается очень высоким, и по этой причине сокращается население. При этом, систему здравоохранения не реформировали за годы независимости, и она существовала и сейчас существует по своим неписаным правилам, которые были наработаны годами. Одно из таких правил – это неформальные платежи. Однако проблема заключается в том, что неформальные платежи означают две основные вещи. Первая – это бедное население не имеет доступа к качественной медицинской помощи, а вторая – это проблема, опять-таки, в качестве медицинской помощи. Поскольку пациенты начали жаловаться на то, что даже неформальный платеж не гарантирует качественную медицинскую помощь. При этом, финансирование распределялось в отрасли по принципу финансирования раздутой сети, а не финансирования предоставленных услуг. И кроме всего этого, люди начали сами создавать свой маршрут пациента, посещать узких специалистов, и к первичному звену, практически, никто не обращался. Узкие специалисты – одни из самых дорогих методов предоставления помощи. Если в мире «первичка» обеспечивает 60-70% помощи, то в Украине — наоборот. На вторичном звене предоставлялось 60-80%, на «первичку» ходили в селах, маленьких населенных пунктах, в городах, практически, не ходили. Что такое «первичка»? Это — терапевты и педиатры. Идея реформы состоит в том, чтобы построить большую сеть предоставления первичной медико-санитарной помощи (ПМСП) с сетью амбулаторий. По идее, в этих центрах или амбулаториях, должны работать семейные врачи. Кто такой семейный врач? Это — врач первичного звена, являющийся первым контактным человеком в медицине. И этот врач обладает глубокими знаниями, в отличие от терапевта или педиатра, в том плане, что он предоставляет помощь всей семье, то есть, знает всю семью: от маленького ребенка до взрослого человека. И он может выполнять простые функции лора, хирурга. То есть, он не будет лечить очень сложные случаи, например, гнойный отит. Но поверхностные случаи отита, если это больное ухо или ринит, он может лечить. Идея состоит в том, что этот человек сможет предоставлять первичную помощь и, если необходимо, отправлять на вторичное звено. Для этого были выбраны пилотные регионы. И эти регионы – Донецкая, Днепропетровская, Винницкая области и город Киев, создали центры ПМСП и пытаются внедрять реформу. Понятно, что без проблем она не пошла. Одна из них состоит в том, что на государственном уровне не были четко выписаны стратегия развития отрасли и стратегия реформирования, концепция, то есть, дорожной карты не существовало.

Понятно, что были выбраны «пилоты», чтобы проработать модель. Однако «пилоты» кинули, скажем, в такой океан, и сами разбирайтесь, что делать. Некоторые моменты были обозначены, но их было очень мало. И это является одним из негативов. Другой негатив заключается в том, что, когда еще не проанализированы результаты реформы в пилотных регионах, другие регионы начали внедрять реформу. Мы уже слышали несколько выступлений, когда в других областях местные власти говорят, что «мы уже изучили опыт пилотов, мы свой лучше сделаем». Это – очень плохо, потому что это означает, что каждая область будет решать свои проблемы по-разному и не обязательно — к лучшему. Вероятны и более плохие варианты. Это является очень большим минусом. Третьим минусом является слабая информационная кампания, которая проводится на государственном уровне. Людям реально не объяснили, в чем состоит реформа, что это такое, к чему она приводит. Люди сталкиваются с возникающими проблемами. Например, проблемы с маршрутом пациента. Человек привык ходить к врачу, к которому он хотел – к лору, гастроэнтерологу, хирургу, а сейчас ему говорят, чтобы он сначала шел к семейному врачу на осмотр, и по необходимости его направят на «вторичку». Понятно, что люди недовольны. Много кто недоволен, поскольку увеличивается время на получение медицинской помощи. И есть предостережение касательно квалификации семейных врачей. Так как большинство семейных врачей, которых мы сейчас имеем, это — переученные врачи. Их переучивают на протяжении шести месяцев с этого года, это — четырехмесячные курсы. Сами врачи говорят, что курсы иногда не соответствуют их нуждам. То есть, они обновляют теоретические знания, а практические навыки остаются довольно слабыми. Понятно, что терапевту с 20-летним стажем теперь лечить ребенка – это не всегда хорошо, не все терапевты готовы. Есть терапевты, которые готовы это делать сразу после того, как они переучились. Есть терапевты, которые боятся этого. Существует один момент, который следует отметить, — это то, что врачи боятся большей ответственности, большего контроля. Они понимают, что если те самые терапевты будут общаться с детьми и сделают ошибку, то это — очень большой контроль, очень большая ответственность. И опять-таки, мотивация не настолько хорошая, чтобы брать на себя такую ответственность.

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: