X

Применение звукоподражания в литературе

на правах рекламы

Ряд слов, имеющий общую взаимосвязь, несмотря на разные классификации, называется звукоподражанием. Слова, относящиеся к этой категории, имитируют звуки природы, окружающей обстановки. Аллитерация и ассонанс тесно связаны со словами-звукоподражателями.

Суть звукоподражания

«Звукоподражание» как производная образовалась от греческих слов, которые имели значение «творить» и «имя». Словотворчество относится к ономатопее. Ономатопея объясняет происхождение слов, их временную трансформацию и формы. Наиболее известные ономатопы: «Мяу», «Хрю-хрю», «Гав-гав». К тому же к ономатопам относят и производные от этих звуков.

Звукоподражающие слова подразделяются на:

  • характеризующие поведение человека: «Ой, ай»;
  • передающие обстановку окружающего мира: «Кап-кап»;
  • передающие звуки животных: «Му-у».

Подобные слова могут быть общеизвестными, а также носить индивидуальный, диалектический уклон, свойственный конкретному населению или местности: «Вот те на!». Самыми известными словами, передающими действия человека, являются: «Апчхи, хи-хи». Всем понятно, какое состояние испытывает человек. Оно не нуждается в дополнительном толковании.

Существуют и производные слова звукоподражания. Они могут относиться почти к любой части речи. В предложениях они играют роль сказуемого, подлежащего, наречия. От слова «мяу» может родиться глагол «мяукать». Слово также будет являться ономатопом.

Авторское звукоподражание встречается реже. Это распространённый приём литературного языка, который используют для придания эмоционального окраса тексту. Зачастую используются местные диалекты, к примеру: «Опа», или «Аца-ца». Это восклицания, присущие народу, проживающему на определённой географической территории.

Суть звукообразности

Приёмом часто пользуются мастера литературной поэзии. Она хоть и имеет много сходных черт со звукоподражанием, но всё же отличается. При звукообразности применяются рифмы, просодии, а также звуковой символизм.

Как пример, используется деление звуков на гласные и согласные. Такой приём называют ассонансом, он придаёт определённой части текста ярко выраженную торжественность и эмоциональный фон. Все знают строки: «Не жалею, не зову, не плачу». Это яркий пример ассонанса с выделением гласных звуков.

Русский язык богат словами, которые обладают особым буквенным составом и не нуждаются в эмоциональном подчёркивании. Например, «шелест», тихое, спокойное слово. Согласная буква «Ш» вызывает эмоции удовлетворённости, тихого шуршания в лесной тиши.

Выводы

Звукоподражание применяется как в литературной речи, так и в повседневных разговорах. В художественной речи этот приём используется для придания особого окраса части текста, выражения эмоций и привлечения внимания к определённому действию. В отличие от обиходной речи, к использованию ономатопей предъявляются определённые правила.

В поэзии звукоподражание обязательно влечёт за собой аллитерацию, определённый ассонанс. Это постоянное повторение одних и тех же согласных или гласных звуков. Не все слова, вызывающие образы и ассоциации по звуку относятся к звукоподражателям. Иногда они просто имеют яркий набор букв и выразительно звучат сами по себе.

Другие полезные статьи для писателей можно прочить здесь

https://services.selfpub.ru/poleznoe-dlja-pisatelej/.

Похожие записи
Leave a Comment