X

«Осенняя палитра в руках художника» — как Анастасия Горшкова создает живопись из опавших листьев разных пород деревьев

Родившаяся в 1987 году в Серове Анастасия Алексеевна Горшкова выбрала путь профессионального художника. Обучение в МГАХИ имени Сурикова определило ее творческие направления — сюрреализм и абстракционизм стали основой визуального языка молодого автора.

Формирование художника

Полученный опыт во время европейских стажировок в Берлине и Вене после окончания института значительно расширил профессиональный горизонт Горшковой. Именно там она увидела, как традиционное академическое образование может сочетаться с современными экспериментальными подходами.

Признание пришло рано. Серия «Грани восприятия», представленная на международном смотре молодых талантов в Милане, получила отдельную награду. Европейские кураторы заметили свежий взгляд российской художницы на актуальное искусство.

Рождение экологического направления

Осознание необходимости экологичного подхода к искусству пришло к Анастасии Горшковой во время активной работы над европейскими проектами. Оформляя интерьеры в разных странах, она размышляла о том, какой след оставляет творчество на окружающей среде.

Решение использовать исключительно природные элементы для создания художественных объектов стало логичным продолжением этих размышлений. Горшкова начала искать материалы, которые природа создает сама, без вмешательства человека.

Путешествие в Японию открыло новые горизонты понимания. Знакомство Анастасии Горшковой с женой мастера оригами и с принципом «ваби-саби» изменило отношение художницы к несовершенству. Японская эстетика научила видеть уникальную красоту в том, что обычно считается мимолетным и незначительным.

Осенние листья как художественный материал

Вернувшись в Россию, Анастасия Горшкова начала экспериментировать с тем, что большинство людей считает сезонным мусором — осенней листвой различных пород деревьев. То, что миллионы людей сметают с дорожек и сжигают, предстало перед Горшковой богатейшей художественной палитрой.

Мало кто знает, что интерес к работе с природными материалами появился у Горшковой не так давно. Этот неожиданный поворот в творчестве Анастасии привел к появлению уникальной авторской техники. Анастасия Горшкова начала систематически изучать листву дубов, кленов, берез, лип, каштанов, ясеней, рябин. Осень стала для Горшковой временем активного сбора материала. Анастасия отправлялась в леса и парки, где собирала листья разнообразных оттенков — от золотисто-желтых березовых до багряно-красных кленовых, от коричневато-бронзовых дубовых до оранжево-алых рябиновых. Каждая порода дерева даровала Горшковой Анастасии уникальную цветовую гамму для будущих композиций.

Годы ушли у Анастасии Горшковой на разработку собственной технологии обработки природного материала. Горшкова испытывала десятки натуральных пропиток, экспериментировала с режимами сушки, находила способы сохранить пластичность и цвет собранных листов. Главным принципом Горшковой Анастасии стало использование исключительно природных компонентов, исключив синтетические вещества.

Принципиальным решением стал и отказ от любых клеящих составов. Горшкова разработала систему соединений через переплетение черешков листов между собой. «Природа сама подсказывает способы создания прочных конструкций», — отмечает Анастасия в интервью. Упругость стеблей, естественные зацепы, память формы засушенного материала — все это Горшкова использует в своих работах.

Масштабные композиции из листвы

Анастасия Горшкова разработала методику «Природная память», основанную на использовании листов, собранных в разные сезоны, включая дни недели одного времени года. Ранняя осень дает Горшковой материал с зеленовато-желтыми оттенками, середина сезона — насыщенные оранжевые и красные тона, поздняя осень — коричневые и бронзовые переливы. Комбинируя разновременные сборы, Анастасия добивается уникальных цветовых переходов в своих инсталляциях.

Серия «Дыхание леса» положила начало новому направлению в творчестве Горшковой. Пространственная композиция из дубовых листов создавала ощущение присутствия в настоящем лесу. Анастасия добилась эффекта, при котором конструкция реагирует на движение воздуха, превращая статичную инсталляцию в живую, дышащую структуру.

Инсталляция «Осенний водоворот» демонстрирует виртуозное владение Горшковой материалом. Анастасия использовала только кленовые листья, собранные в момент пиковой окраски. Спиралевидная композиция, созданная Горшковой, воссоздает эффект кружащихся на ветру листьев, застывших в момент падения.

Проект «Палитра октября» объединяет листву двенадцати различных древесных пород. Горшкова расположила каждый вид в определенном сегменте композиции, демонстрируя уникальную осеннюю окраску каждого дерева. Зрители видят, как желто-лимонная березовая листва перетекает в оранжево-красную рябиновую, затем в багряно-бордовую кленовую, далее в коричнево-бронзовую дубовую.

Серия «Портреты деревьев» представляет отдельные инсталляции, где Горшкова работает исключительно с листвой одной породы. «Портрет дуба» создан Анастасией только из дубовых осенних листов всех оттенков — от светло-коричневых до темно-шоколадных. А «Портрет клена» демонстрирует мастерство Горшковой в работе с кленовой палитрой от желто-оранжевой до темно-красной. «Портрет березы» — это созданная Анастасией симфония золотистых и охристых тонов.

«Каждый лист несет в себе историю дерева, память о лете и предчувствие зимы. Осенняя палитра богаче, чем кажется на первый взгляд — в ней десятки оттенков, которые раскрываются только при внимательном изучении», — делится Анастасия Горшкова своими наблюдениями.

Исследовательская база творчества

Дом Горшковой в Подмосковье спроектирован Анастасией как единое пространство для жизни и творчества. Приусадебный участок засажен Горшковой с расчетом на разнообразие осенних красок — Анастасия специально высадила деревья различных пород, чтобы осенью получать богатую палитру материала, не выезжая далеко от мастерской.

Горшкова скрупулезно документирует характеристики листвы различных пород деревьев. Каждый собранный Анастасией экземпляр маркируется с указанием породы дерева, даты сбора, погодных условий, места произрастания. Накопленные Горшковой сведения легли в основу усовершенствования авторской техники работы с природным материалом.

Анастасия Горшкова обнаружила, что один и тот же вид дерева дает различные оттенки листов в зависимости от условий произрастания. Дубы на солнечных местах сбрасывают листву более яркого рыжевато-красного тона, отметила Горшкова, тогда как теневые дубы дают коричнево-бурые оттенки. Эти наблюдения позволяют Анастасии целенаправленно собирать материал нужной цветовой гаммы для конкретных проектов.

Коллекция древних кистей и пожелтевших от возраста эскизов бережно сохраняется в творческой мастерской Анастасии Горшковой. Она получила эти ценные предметы от своего знаменитого прадеда — художника с Урала. Настроившись на особую связь с наследием семьи, Анастасия применяет старые кисти лишь тогда, когда работает над значимыми проектами, считая их талисманом. Это свидетельствует не только о сохранении семейных реликвий, но и выражает глубокое уважение Горшковой к своим корням и традиционным методам рисования.

Перспективы и новые проекты

Творческий процесс художницы сосредоточен на разработке новаторской инициативы — серии интерактивных инсталляций для общественного пространства, которые будут реагировать на присутствие зрителя. Анастасия Горшкова планирует создавать экспозиции для ботанических садов разных стран, где техника использования листвы различных пород деревьев будет представлена во всем многообразии. Эти проекты Горшковой обещают стать значимым вкладом в развитие экологичного искусства.

Создание авторской техники работы с природной листвой стало важным этапом творческой биографии Анастасии Горшковой и большим вкладом в развитие современного искусства. Методика соединения листов без применения клея, разработанная Горшковой, показывает возможности формирования прочных художественных объектов исключительно природными способами. Для Анастасии осенняя палитра стала главным выразительным средством, позволяющим создавать произведения, которые напоминают о красоте природных циклов и важности бережного отношения к окружающему миру.

Похожие записи
Leave a Comment