X

Естественная убыль при перевозке нефтепродуктов

Естественная убыль при перевозке нефтепродуктов — это нормативные, технологически обоснованные потери массы, возникающие из-за физико-химических свойств груза и особенностей его перемещения. Понимание причин, норм и способов минимизации этих потерь нужно для логистических компаний и перевозчиков, так как напрямую влияет на финансовые результаты и соблюдение экологических норм.

Что такое естественная убыль нефтепродуктов?

Естественная убыль нефтепродуктов — это уменьшение их массы во время залива, транспортировки, слива, хранения и смены тары, происходящее вследствие объективных физических процессов. Их величина регулируется нормативными актами и списывается в пределах установленных норм естественной убыли нефтепродуктов при перевозке. Отличие от аварийных потерь — предсказуемость и нормируемость естественной убыли.

Причины возникновения

К естественной убыли нефтепродуктов приводит ряд факторов Например:

  • Испарение при наливе в цистерну из-за перемешивания и вспенивания, во время нагрева солнцем, при сливе из-за освобождения объема и контакта с воздухом.

  • Минимальные потери, связанные с неполным сливом продукта из емкости, остатками в трубопроводах и насосах после операций налива и слива, а также микроскопической проницаемостью уплотнений приводит к потере.

  • Также к убыли нефтепродуктов приводит поглощение мельчайших частиц нефтепродукта стенками емкости, особенно актуально для новых или не до конца очищенных цистерн.

Разновидности убыли: испарение и утечка

Испарение — физическое свойство легких углеводородов переходить в газообразное состояние. Она вносит наибольший вклад в общую естественную убыль при перевозке нефтепродуктов до 80-90% для светлых продуктов. Зависит от типа горючего, температуры воздуха, давления паров, площади поверхности, времени нахождения в пути, встряхивания, герметичности цистерны.

Испарение приводит к потере ценного товарного продукта, загрязнению атмосферы легкими углеводородами, пожароопасности.

Утечка — сильно зависит от качества оборудования, герметичности запорной арматуры и квалификации персонала. Последствия могут быть следующими: потеря продукта, загрязнение почвы и воды при значительных объемах, нарушение экологических норм.

Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке

Величина допустимых потерь строго регламентируется в России нормами естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании, утвержденные Минтрансом РФ.

Эти нормы дифференцированы по типу нефтепродукта, по виду транспорта, по климатическому поясу, по расстоянию перевозки.

  • Так, допустимая норма убыли для бензина при перевозке автоцистерной на расстояние 500 км в III климатическом поясе составляет 0,08%.

  • При перевозке партии в 20 000 кг допустимая естественная убыль составит уже: 20 000 кг * 0,08% / 100% = 16 кг.

Как минимизировать естественную убыль при перевозке нефтепродуктов?

Для минимизации убыли необходимо использовать герметичные системы налива и слива горючего, а также цистерны для перевозки нефтепродуктов, которые оснащены:

  • внутренними покрытиями, снижающими адсорбцию;

  • арматурой с мембранными или комбинированными клапанами, срабатывающими только при значительных перепадах давления;

  • системами контроля давления внутри цистерны.
    Устанавливают еще и дополнительные системы мониторинга. Кроме того используют светоотражающие покрытия цистерн, выбирают прохладное время для налива и слива, контролируют скорость налива для уменьшения вспенивания и выбросов паров, планируют маршруты с минимизацией времени в пути и простоев.

И, конечно же. четко выполняют инструкции по наливу, транспортировке, сливу и техническому обслуживанию цистерн.

Похожие записи
Leave a Comment