Естественная убыль при перевозке нефтепродуктов — это нормативные, технологически обоснованные потери массы, возникающие из-за физико-химических свойств груза и особенностей его перемещения. Понимание причин, норм и способов минимизации этих потерь нужно для логистических компаний и перевозчиков, так как напрямую влияет на финансовые результаты и соблюдение экологических норм.
Что такое естественная убыль нефтепродуктов?
Естественная убыль нефтепродуктов — это уменьшение их массы во время залива, транспортировки, слива, хранения и смены тары, происходящее вследствие объективных физических процессов. Их величина регулируется нормативными актами и списывается в пределах установленных норм естественной убыли нефтепродуктов при перевозке. Отличие от аварийных потерь — предсказуемость и нормируемость естественной убыли.
Причины возникновения
К естественной убыли нефтепродуктов приводит ряд факторов Например:
Испарение при наливе в цистерну из-за перемешивания и вспенивания, во время нагрева солнцем, при сливе из-за освобождения объема и контакта с воздухом.
Минимальные потери, связанные с неполным сливом продукта из емкости, остатками в трубопроводах и насосах после операций налива и слива, а также микроскопической проницаемостью уплотнений приводит к потере.
Также к убыли нефтепродуктов приводит поглощение мельчайших частиц нефтепродукта стенками емкости, особенно актуально для новых или не до конца очищенных цистерн.
Разновидности убыли: испарение и утечка
Испарение — физическое свойство легких углеводородов переходить в газообразное состояние. Она вносит наибольший вклад в общую естественную убыль при перевозке нефтепродуктов до 80-90% для светлых продуктов. Зависит от типа горючего, температуры воздуха, давления паров, площади поверхности, времени нахождения в пути, встряхивания, герметичности цистерны.
Испарение приводит к потере ценного товарного продукта, загрязнению атмосферы легкими углеводородами, пожароопасности.
Утечка — сильно зависит от качества оборудования, герметичности запорной арматуры и квалификации персонала. Последствия могут быть следующими: потеря продукта, загрязнение почвы и воды при значительных объемах, нарушение экологических норм.
Нормы естественной убыли нефтепродуктов при перевозке
Величина допустимых потерь строго регламентируется в России нормами естественной убыли нефтепродуктов при приеме, хранении, отпуске и транспортировании, утвержденные Минтрансом РФ.
Эти нормы дифференцированы по типу нефтепродукта, по виду транспорта, по климатическому поясу, по расстоянию перевозки.
Так, допустимая норма убыли для бензина при перевозке автоцистерной на расстояние 500 км в III климатическом поясе составляет 0,08%.
При перевозке партии в 20 000 кг допустимая естественная убыль составит уже: 20 000 кг * 0,08% / 100% = 16 кг.
Как минимизировать естественную убыль при перевозке нефтепродуктов?
Для минимизации убыли необходимо использовать герметичные системы налива и слива горючего, а также цистерны для перевозки нефтепродуктов, которые оснащены:
внутренними покрытиями, снижающими адсорбцию;
арматурой с мембранными или комбинированными клапанами, срабатывающими только при значительных перепадах давления;
системами контроля давления внутри цистерны.
Устанавливают еще и дополнительные системы мониторинга. Кроме того используют светоотражающие покрытия цистерн, выбирают прохладное время для налива и слива, контролируют скорость налива для уменьшения вспенивания и выбросов паров, планируют маршруты с минимизацией времени в пути и простоев.
И, конечно же. четко выполняют инструкции по наливу, транспортировке, сливу и техническому обслуживанию цистерн.




















