fb pixel
Телеканал NTD

Эксперт – о прозрачности местных властей в Украине

Эксперт – о прозрачности местных властей в Украине

Дарья Слизконос, эксперт «Украинского центра политических студий и аналитики», говорит, что, государственные областные администрации, в основном, хорошо выполняют закон о доступе к публичной информации, который вступил в силу в середине 2011 года. Однако свои ответы на запросы граждан часто не дают местные администрации. Она говорит, что задача их исследования, показывающего открытость местных властей, — наладить взаимосвязь между органами власти и обычными гражданами, а также, научить чиновников правильно оформлять ответы и полноценно отвечать на запросы.

Дарья Слизконос
«Центр политических студий и аналитики»

Кто наилучшим образом исполняет закон? Прежде всего, это областные государственные администрации. Возможно, это связано с тем, что они напрямую подчинены государству, они понимают эту ответственность. У них и сайты намного лучше, на них заходишь, смотришь и можешь найти проекты решений и саму информацию о том, как посылать запросы и куда их отправлять. То есть, в этом плане они — ответственные, и они лучше отвечают. На самом деле, существует много примеров, когда областным государственным администрациям можно поставить максимальный бал – 5 баллов. С местными советами ситуация складывается по-другому. Они все равно иногда стараются, но они могут неправильно оформить запрос. Когда я открываю почту и смотрю, я не могу идентифицировать, от кого мне пришёл ответ. Вот просто нет ни шапки, ни печати, ни подписи, ничего. А электронная почта не распознается как та, которая принадлежит органам власти. Она создана на ukr.net, gmail, или вообще на каких-то российских ресурсах, таких как mail.ru. Таким образом, можно поставить под сомнение ту информацию, которую они предоставляют. Это, может быть, просто отпиской, нет уверенности, что эта информация является достоверной. Поэтому посредством нашего мониторинга мы требуем, чтобы органы власти правильно оформляли ответ. Если они напишут отказ, то потом гражданин имеет право пойти и оспорить [в суде], в случае, если они будут скрывать информацию. А как гражданин может оспорить, если в ответе даже не написан орган власти? Соответственно, это не является документом. Очень хорошо сейчас себя рекомендуют Сумская областная государственная администрация и Винницкая, и Запорожская. Там чиновники сами контактируют с нами, спрашивают, где они ошиблись, как им исправиться. И в следующий раз они, действительно, исправляются. Кроме этого, они еще берут под свой контроль другие органы власти в своей области и пытаются научить их, как правильно оформлять ответы, как правильно отвечать; разъясняют, что нельзя игнорировать запросы.

У нас есть «карта прозрачности». На ней можно посмотреть, насколько прозрачный определенный регион. Прежде всего, это означает, в каком регионе легче всего получить информацию, то есть, показана вероятность того, получит ли простой гражданин ответы на запросы. Например, в закрытых регионах существует проблема с доступом. Почему они являются закрытыми? Потому что мы ставим им «нули». Почему мы ставим ноль? Потому что когда мы отправляем запрос, то ответ нам вообще не приходит, он просто игнорируется. Почему-то в Николаевской области были проблемы, но это было в начале прошлого года. Они просто пять месяцев подряд игнорировали наши запросы. Мы им отправляли, а они их игнорировали. За последние полгода они исправились, они уже присылают ответы, однако касательно качества ответов… Мы им максимум поставили [оценку] один раз за последние полгода. Все остальные дают неполную информацию или неправильно оформляют так, что невозможно [их] идентифицировать. Или вот тут, [например], им поставили 2,36 бала из 5. Это означает, что ответ – неполноценный. Они, вроде, отвечают, но в то же время информацию, которую мы запрашиваем, не можем получить. Это, скорее всего, является следующей проблемой реализации этого закона в Украине.

Если посмотреть, то я не могу сказать, что на востоке есть проблемы с доступом, а на западе они отсутствуют. На самом деле, нет. И Донецк иногда отвечает плохо, и Львов иногда отвечает плохо. Мне нравится, как отвечает Луганск. Последние месяцы Луганская областная администрация, местные советы отвечают очень хорошо. И если мы запрашиваем на украинском языке, то они отвечают тоже на украинском, чего нельзя сказать, например, о Крыме, или об Одессе. То есть я не могу выделить закономерность, что «запад – хороший, восток — плохой». Сумская область отвечает очень хорошо, они, действительно, занимаются этим и для них это – важно. Запорожье — тут также всё хорошо. В Одессе с ними [чиновниками] трудно общаться. Им легче написать отписку или отказ.

Мы не хотим, чтобы органы власти, которые мы мониторим, думали, что мы враждебно к ним относимся. На самом деле, наша задача, цель мониторинга, заключается в том, чтобы наладить связь между гражданами и органом власти; чтобы наладился правильный способ: «запрос отправлен, запрос получен, ответ отправлен». Чтобы любой гражданин через год, полгода или месяц мог отправить запрос и получить ответ. Чтобы чиновники знали, что существует такой закон, что у них есть определенные обязательства и что они должны делать так-то и так-то. Иногда у нашего государства не хватает сил, ресурсов, вдохновения, политической воли для того, чтобы до каждого чиновника донести это. Они этого не знают, тогда как они могут это делать? Наша деятельность направлена на то, чтобы научить их, наладить эту взаимосвязь.
 

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: