18 ноября 2018
Телеканал NTD

Ненужное высшее образование? Сколько угодно!

на правах рекламы

А ведь еще относительно недавно советское высшее образование было общепризнанным в мире. Молодого инженера с распростертыми объятиями встретили бы на «западе», если б он смог там оказаться, что потом и подтвердила волна эмиграции девяностых.

Качество подготовки советских специалистов было таким, что даже со скудными познаниями иностранного языка они находили себе достойное место в жизни. Некоторое время, двигаясь по инерции, ВУЗы продолжали штамповать специалистов добротного качества. Однако запас советской прочности иссяк, и что же мы имеем теперь?

Современное высшее российское образование переживает далеко не самые лучшие времена. И причиной тому два основных момента.

Первый момент, это то, чему учат. Огромное количество ВУЗов готовят мертворожденных специалистов. Например, один из старейших московских ВУЗов, МАМИ (автомеханический институт), ныне даже называющийся техническим университетом, имеет огромное количество разнообразных программ обучения, готовящих инженеров-конструкторов двигателей, кузовов автомобилей, технологического оборудования. Казалось бы, все по делу. Но возникает вопрос, а для кого готовит-то? Современные российские автомобильные производства, в большинстве своем, импортированы из-за рубежа. Вместе с технологиями этого самого производства и оборудованием. То есть получается, например, программа обучения анализу финансово-хозяйственной деятельности автозавода изначально работает в холостую, просто потому, что зарубежные хозяева на эти должности поставят своих людей. Им нужны техники и технологи, а не инженеры. За вас уже все продумали и рассчитали. То есть, если выражаться советской терминологией, нужны выпускники ПТУ. Сложно назвать это образовательное учреждение современным колледжем. Разные уровни.

Справедливости ради, в России еще есть места, где эти специалисты будут востребованы. Отечественные грузовики и трактора дешевле импортных, да и качество, справедливости ради, все же потихоньку улучшается, потому в этой сфере все не так грустно. Есть еще и военно-промышленный комплекс, а инженеру-конструктору двигателей, в общем-то, все равно для чего его проектировать, хоть для машины, хоть для танка. Вот только есть здесь одно большое но: все эти производства находятся в лучшем случае на Урале. А ВУЗ в Москве. Много ли возникнет желающих сменить после обучения Москву на провинцию, часто глухую?

Второй момент, это качество как преподавательского состава, так и студентов. Преподаватели советской закалки уходят на пенсию, а замены им попросту нет. Мало кто согласится заниматься преподавательской деятельностью в эру торговли. Что же касается студентов, так и им часто диплом нужен лишь для галочки, по специальностям обучения никто не собирается работать изначально, и их можно понять.

А часто институт интересует юношей только как узаконенный способ получения отсрочки от армии. И все. Еще желательно, что бы за все это платил бюджет. Причем и за обучение ненужных инженеров, и за содержание штата преподавателей. Именно это и подорвало уже уровень доверия к обладателю синей корочки диплома. Какими знаниями будут обладать специалисты, выйдя из стен института? И, к слову, сразу возникает вопрос, а будут ли наши ВУЗы укомплектованы студентами, если наша армия вдруг станет профессиональной? Должно же это рано или поздно случиться!

Совершенно не понятно, почему министерство образования никак не реагирует на данную проблему. А вот на местах, то есть в институтах и университетах, движение есть. Хотя и своеобразное, выражающееся в дополнительных курсах для всех желающих. Естественно, это платные услуги. Но согласитесь, ведь полученное в том же МАМИ свидетельство об успешно законченных курсах по обращению с отходами автотранспортных предприятий, дающее право работать экологическим инспектором и осуществлять контроль за автосервисами и станциями технического обслуживания автотранспорта, открывает гораздо большие перспективы в Москве, чем диплом инженера-конструктора двигателей нового специалиста.

О том, что эти курсы востребованы, говорит еще и то, что по многим из них соискателям обязательным требованием предъявляется наличие высшего технического образования, или статус студента университета по любой специальности. То есть, круг обучаемых заведомо не так велик. Но спрос есть!

Но пока телевизор будет продолжать нам бодро вещать об успешной реформе образования, все останется так, как оно есть. До тех пор, пока ВУЗы имеют положительный конкурс на бюджетные места, никто и не заметит намечающихся проблем. А между тем, конкурс среди абитуриентов в МАМИ уже сегодня составляет 1.1 человека на место. Показательно, не правда ли?

Со статистикой не поспоришь. Еще чуть-чуть и пропасть…

 

Короткая ссылка на эту страницу: