Это впечатляющий результат десятилетней реставрации Зала Константина в Апостольском дворце в Ватикане. Специалисты считают, что эти фрески могут посоперничать с росписями в Сикстинской капелле.
При этом сама реставрация отмечена не менее впечатляющим открытием. Стены в зале Константина расписывали ученики Рафаэля после его смерти. Но реставраторы обнаружили, что два образа создал сам мастер эпохи Возрождения. Они написаны маслом. Это аллегорические изображения Дружбы и Справедливости.
[Барбара Джатта, директор Музеев Ватикана]:
«Поскольку Рафаэль был великим художником, великим экспериментатором и любознательным человеком, изучавшим древние источники, он хотел создать такое. Он мог это сделать, а ученики не могли. Только великий Рафаэль мог писать маслом на стене».
Папа Юлий II вызвал молодого Рафаэля из Флоренции в Рим в 1508 году. Он поручил расписать свои новые апартаменты в Апостольском дворце. Уже в то время появилась информация, что Рафаэль хотел украсить Зал Константина не фресками, а масляной росписью, чтобы придать изображениям больше яркости.
Подтверждение этому обнаружили реставраторы. Во время очистки они увидели под фресками вбитые в стену гвозди, на которые была нанесена смола, а сверху – слой штукатурки. Видимо, Рафаэль собирался и там писать маслом. Но художник умер 6 апреля 1520 года в возрасте 37 лет. Роспись зала завершили ученики.
[Фабио Пьячентини, реставратор]:
«Мы уверены, что Рафаэль хотел всё расписать маслом и достичь иного эстетического результата, который отличается от того, что дают фрески».
Эксперты говорят, что техника, которую использовал Рафаэль, была экспериментальной. В то время её больше никто не использовал.
Заключительным этапом реставрации стало восстановление потолка, расписанного сицилийским художником Томмазо Лаурети. Он создал фреску поз названием «Триумф христианства над язычеством».
Зал в Апостольском дворце назван в честь императора Константина I, который сделал христианство господствующей религией в Римской империи.
Зал Константина – часть анфилады из четырёх комнат, известных как станцы Рафаэля. Во время реставрации они всегда оставались открытыми для публики. Но теперь обзору не мешают леса.
Короткая ссылка на эту страницу:




















