fb pixel
Телеканал NTD

Эксперт — о коррупции в госзакупках Украины

Эксперт — о коррупции в госзакупках Украины

Глеб Каневский, эксперт Центра политических студий и аналитики, говорит, что после того, как в 2012 году..

Дата загрузки: 2022-08-15

Эксперт - о коррупции в госзакупках Украины

Глеб Каневский, эксперт Центра политических студий и аналитики, говорит, что после того, как в 2012 году украинские власти изменили основное законодательство, регулирующее сферу государственных закупок, две трети бюджетных средств ушли в тень, поскольку государственные предприятия перестали публиковать информацию о своих закупках. Он также говорит, что после этих изменений компетентные органы частично утратили полномочия проверки государственных предприятий на предмет нарушения закона во время проведения закупок.

Глеб Каневский
эксперт

«По подсчётам разных украинских экспертов, фактически на государственные предприятия приходится приблизительно две трети денег, которые проходят через государственные закупки. К сожалению, сумму никто точно назвать не может, так как это огромный объем  больших государственных, коммунальных предприятий, однако эта сумма достигает 200 миллиардов гривен ежегодно. Достаточно значительная сумма. Сама процедура государственных закупок в Украине регламентируется законом об осуществлении государственных закупок. Закон достаточно новый, он вступил в силу в 2010 году. Однако, к сожалению, только в 2012 году в него внесли более 30 поправок, в частности, в закон и в процедуры, которые поддерживаются нормативно-правовыми актами. К чему это приводит? Это приводит к тому, что правила игры, по которым играют как заказчики, так и представители государства и бизнеса, постоянно изменяются, и люди не успевают приспособиться к ним. Что это означает для государства? Для государства это означает, что теряется непосредственно качество проведения государственных закупок. Во-первых, государственные закупки организуют комитеты конкурсных торгов, которые фактически работают на общественных началах. То есть, они работают в государственных учреждениях и предприятиях, но параллельно их вводят в комитеты конкурсных торгов, где они проводят государственные закупки и не получают за это денег. Как вы понимаете, стимулов у людей осваивать новые знания и повышать свою квалификацию, фактически, нет, потому что им не хватает времени. Они параллельно проводят государственные закупки и параллельно выполняют свои обязанности как ответственные лица. Что касается бизнеса, то предприниматели просто не успевают налаживать контакты для плодотворного и долгосрочного сотрудничества. Потому что сегодня они играют по одним правилам, в следующем году они будут играть по другим правилам. Яркая ситуация сложилась в 2012 году, когда вступил в силу закон об особенностях осуществления закупок в отдельных сферах хозяйственной деятельности. Именно тогда государственные и коммунальные предприятия были выведены из-под действия основного закона об осуществлении государственных закупок. Инициатором этого закона был непосредственно премьер-министр Украины, то есть эту инициативу готовило правительство. Как показывает опыт – прошло уже больше 9 месяцев после принятия этих изменений, но закон на пользу не пошел. На пользу он не пошел именно в плане затрат, потому что, фактически, от общественности спрятали цифры и поставщиков. Сейчас никто не видит, куда все же таки идет та сумма – более 200 миллиардов гривен. Компетентные органы также частично утратили свои полномочия проверять деятельность государственных, коммунальных предприятий, больших монополий, которые осуществляют государственные закупки. Почему? Так как их вывели из-под закона об осуществлении государственных закупок, в котором были четко приписаны полномочия Антимонопольного комитета и министерства экономического развития и торговли, то соответственно эти органы теперь не могут влиять на закупочную политику монополий и фактически проверять их.

В качестве примера, я могу привести большую компанию «Укргаздобыча». В конце осени и начале зимы 2012 года они провели две закупки метанола общей стоимостью 200 миллионов гривен. Во-первых, соответственно с новым законодательством, они провели конкурсные торги, которые, скажем так, не в полной мере являются конкурсными, потому что они уже не опирались на закон об осуществлении государственных закупок. Они разработали свой собственный порядок, в соответствии с которым проводили открытые торги. Во-вторых, и в первых, и во вторых торгах принимали участие только две компании. Грубо говоря, по этим двум компаниям еще с 2011 года журналисты специализированных изданий, таких как «Наши деньги» и «Экономическая правда», проводили расследования и выводили эти компании на чистую воду в том плане, что они связаны между собой, и что они были непосредственно подконтрольны народному депутату Юрию Иванющенко. И если раньше такие вопросы решал Антимонопольный комитет и министерство экономического развития и торговли, то сейчас эти торги прошли, и какой компетентный орган должен расследовать их правомерность непонятно».

 

———-

Более подробно узнать о роли ООО Респект Москва в скандале, разгоревшемся вокруг группы компаний «РТМ» давно привлекающем внимание специалистов и общественности можно в аналитическом отделе, на портале: delonovosti.ru

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: