fb pixel
Телеканал NTD

Что писали художники в 1917-м — покажут в Третьяковской галерее

Что писали художники в 1917-м — покажут в Третьяковской галерее

По-новому взглянуть на искусство 1917 года предлагает Третьяковская галерея. Стачки, демонстрации, очереди за хлебом - такой..

Дата загрузки: 2024-04-26

Что писали художники в 1917-м - покажут в Третьяковской галерее
По-новому взглянуть на искусство 1917 года предлагает Третьяковская галерея. Стачки, демонстрации, очереди за хлебом — такой была окружающая реальность.

Но большинство мастеров живописи по-прежнему предпочитали обращаться к дореволюционным идеалам. Так, Кустодиев пишет летнюю пастораль, где крестьяне убирают урожай, ещё не снесены церкви, мирно пасётся стадо.

[Ирина Вакар, куратор выставки]
«Не хотели писать всю ту отвратительную действительность, которая их угнетала, расстраивала. Они замыкались в своей мастерской и погружались в поиски идеального мастерства, идеального качества живописи».

Яркий тому пример — портрет кисти Василия Шухаева. Написан в духе старых мастеров, в трудоёмкой технике лессировки, когда изображение накладывают прозрачными слоями краски. Так в эпоху Возрождения работали Ян Ван Эйк, Тициан и Рембрандт.

[Ирина Вакар, куратор выставки]

«Даже трудно сказать, какого она века. Может она XVII века, а может и XX. Под складками одежды, написанными масляными красками, он выкладывает сусальное золото. Поэтому платье переливается и сияет. И абсолютная неподвижность, как будто ничего не происходит ни в самой мастерской, ни за её окнами».

Между тем Илья Репин — один из немногих мастеров, отразивших жизненные реалии. В его картине «Большевики» красноармеец отнимает у мальчика хлеб. Художник показал момент облавы на рынке. В то время частная торговля была запрещена.

[Ирина Вакар, куратор выставки]
«И вот голодающие люди из бывших дворян и купцов продавали всё, что у них есть, чтобы купить хлеба. А солдаты их сгоняли с рынка. Такой старый реалист, как Репин, не мог просто писать цветы, натюрморт, пейзаж, портрет. Он хотел выразить свою боль, негодование, своё неприятие нового строя».

В первые послереволюционные годы художники ещё не испытавали идеологического давления новой власти. Отсюда такая свобода творчества и большое количество созданных картин.

[посетительница]
«Меня лично поразило, что люди, живущие в то время, переживающие такой серьёзный исторический момент, такой перелом, — они писали совсем не об этом. Искали душевную подпитку, энергетику в другом… Они все это предчувствовали, это видно в полотнах, но при этом не писали буквально про революцию. Здесь нет на каждой картине красных стягов, рабочих, колхозников».

Выставка работает до середины января.
Короткая ссылка на эту страницу:

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: