23 сентября 2017
Телеканал NTD

Португальскую чёрную керамику хотят внести в список ЮНЕСКО

Сезариу Мартинш начинает работу над своим последним творением. 81-летний житель небольшой португальской деревни уже 70 лет занимается созданием чёрной керамики. Мастерство перенял у отца.

Но сегодня подобную посуду создают единицы. Традиция – перед угрозой исчезновения.

Мартинш говорит, что даже его дети не захотели этому обучаться.

[Сезариу Мартинш, мастер по чёрной керамике]:
«Моё искусство умрёт. Когда умрут три или четыре старика, умрёт и искусство, потому что никого не останется. Им нужно создать школу, в которой этому будут обучать детей».

Чёрный цвет – это не краска. Глиняная посуда приобретает уникальный оттенок благодаря традиционному процессу обжига.

Каждая миска, горшок и кувшин сделаны вручную.

Мастерство зародилось ещё в начале XIV века в деревне Бизальаеш, которая находится в четырёх часах езды от Лиссабона. Сегодня здесь осталось пять мастеров.

75-летний Керубин Рока тоже хочет сберечь традицию.

[Керубин Рока, мастер по чёрной керамике]:
«Мне нравится это, поскольку я люблю создавать что-то новое. Я начинаю делать одно или другое, и когда люди видят это, им нравится. Я постоянно что-то изобретаю».

Печи для обжига представляют собой ямы, заполненные деревом. Конструкция почти не позволяет выходить дыму. Поэтому керамические изделия обжигаются и коптятся одновременно.

На сегодняшний день ЮНЕСКО рассматривает возможность включить мастерство изготовления чёрной керамики в свой список нематериального культурного наследия.

[Керубин Рока, мастер по чёрной керамике]:
«Это будет чудесно, многое нужно обновить. Возможно, модернизация привлечёт больше молодёжи».

Впрочем, некоторые молодые люди всё же перенимают эту традицию. Эти дизайнеры основали студию, где создают предметы современного искусства, используя такие же технологические принципы.

Говорят, они уже принимают заказы из США, Великобритании и Канады.

[Даниел Пера, дизайнер]:
«Мы влюбились в эту традицию. За её идентичность, за человечность и за весь процесс. И то, что она кандидат на включение в список ЮНЕСКО, – это подтверждает. Уникально это гончарное мастерство – методом обжига».

Команду, которая добивается включения этой традиции в список ЮНЕСКО, возглавил Жуан Рибейру Силва. Он говорит, что мастерство невозможно передавать в отрыве от среды.

[Жуан Рибейру Силва, представитель муниципалитета Вила-Реала]:
«Метод изготовления можно передать только устно. Нужно рассказать, как делать это, подходит ли для этого погода, подходящая ли влажность, когда начинать обжиг, достаточно ли собрано дерева для дыма. Всё это, даже если это где-то записать, основано на интуиции, это передаётся в семье, от поколения поколению».

Теперь Силва отправится в Эфиопию на встречу комитета ЮНЕСКО. Она будет проходить до 2 декабря.

Португальскую чёрную керамику хотят внести в список ЮНЕСКОКак адыгейский сыр делают в черкесских аулахСекреты русских кружевниц раскрываются в МосквеПамять об исчезающих резных наличниках в России пытаются сохранитьВ Кыргызстане посвятили фестиваль традиционным войлочным коврамВена может попасть в список объектов ЮНЕСКО, находящихся под угрозойКнязь Монако Альбер II отправился изучать океанЗачем мэр мексиканского городка женился на крокодилеТрадиционная культура казачества возрождается в РоссииШествие слонов с зубом Будды проходит на Шри-Ланке

Короткая ссылка на эту страницу: