В сибирском городке Жатай грянули морозы, а, значит, пришла пора «выморозки» судов. На реке Лене кипит работа. Мужчины берут в руки бензопилы и топоры и освобождают ото льда подводную часть кораблей. После этого их можно ремонтировать.
[Александр Азаров, директор базы технической эксплуатации флота]:
«Отставание у нас в этом году только 6% в связи с тем, что декабрь у нас и начало января были тёплые, промерзание идёт слабо. Ну а так мы всё успеваем. Сейчас начались морозы, сегодня – минус 46. Так что, вообще прекрасно. Люди вышли на работу, работают, радуются».
Вода в Лене промерзает на полметра. Рабочие вырубают вокруг судна ледяные блоки высотой 20 сантиметров. Потом ждут, когда вода в этом месте снова промёрзнет на полметра, и снова вырубают лёд. Такой труд требует огромных физических усилий и в то же время – ювелирной точности.
[Михаил Клус, рабочий]:
«Опасность – можно пробить, по неосторожности, конечно, и вода заполнит. И работа просто пойдёт насмарку. Тогда будем опять заново».
Рабочие вырубают лёд не только вокруг судна, но и прорубают узкие тоннели под килем. После этого наступает очередь ремонтников.
[Андрей Ковалёв, директор ремонтной мастерской]:
«Это надводная часть, вот будем такие же работы после выморозки проводить и в подводной части: также менять углы, днище где-то придётся, набор внутри будем делать. Всё это будем делать после выморозки».
«Выморозкой» судов в Жатае занимаются 30 рабочих. Опытный может за зиму освободить от льда четыре корабля. За сезон работники получают до 400 тысяч рублей.
Такой способ ставить суда на ремонт появился в давние времена. Используют его в Сибири и на Дальнем Востоке, где сильные морозы держатся долго. В сибирских пресноводных водоёмах с помощью выморозки можно углубиться на полтора метра.
Короткая ссылка на эту страницу: