fb pixel
Телеканал NTD

АКПП: правила пользования и возможные ошибки, или АКПП для чайников

АКПП: правила пользования и возможные ошибки, или АКПП для чайников

на правах рекламы

АКПП: использование и эксплуатация

Так как, согласно статистике, на сегодняшний день в мире значительно превалирует выпуск автомобилей самых различных модификаций и назначения именно с АКПП, то мы хотели бы уделить внимание именно правилам пользования коробкой-автоматом. В нашей статье мы рассмотрим, что же означают символы на панели АКПП, как правильно запустить мотор, начать движение или совершить остановку, а также возможные ошибки в процессе использования АКПП.

Что такое АКПП?

Оснащение автомобиля коробкой «автомат» с технической точки зрения – это установка трансмиссии (комплекса механизмов, предназначенного для передачи крутящего момента от двигателя к ведущим колесам, что заставляет колеса – крутиться, а авто – двигаться) с электронным переключением скоростей.

Сегодня существует три вида автоматических трансмиссий:

  • Классическая,
  • С бесступенчатым вариатором,
  • С роботизированной механикой.

Несмотря на некоторые вариации производителей (обозначения на панели, прямой или зигзагообразный ход рычага, разное число передач скоростей и так далее), основная функциональность одинакова для всех АКПП.

Популярность в современном автомобилестроении именно коробки «автомат» легко объясняется ее несомненным удобством в эксплуатации (по сравнению с механической коробкой переключения передач), что особенно актуально для новичков в вождении, надежностью и способностью предохранять двигатель от вредоносных перегрузок во время езды.

Казалось бы, что может быть проще эксплуатирования автомобиля с коробкой-автоматом? Однако все мы люди, и возможность допущения ошибок вовсе не исключена, так же, как и непредвиденная поломка АКПП. Поэтому нам хотелось бы немного рассказать, как все же правильно эксплуатировать автомобиль с АКПП и как грамотно эвакуировать автомобиль с коробкой «автомат».

Символы и обозначения на АКПП

Естественно, что прежде, чем начать пользоваться автомобилем, необходимо понять, что именно написано на панели коробки «автомат» и рукоятке переключения передач. Конечно, в зависимости от марки и производителя эти символы могут немного разниться. Мы приведем наиболее распространенные обозначения.

«P» — означает паркинг, или, попросту, остановка. Данное свойство потребуется нам при парковке автомобиля. Является аналогом стояночного тормоза (временного удержания автомобиля в неподвижном состоянии). Только если в первом случае используется прижатие тормозных колодок, то при паркинге происходит блокировка вала и полная блокировка движения колес. При этом режиме сдвинуть автомобиль с места вручную не представляется возможным. Включается только после полной остановки авто.

«R» — обозначает реверс (переключение хода машины на обратный). Предназначено для движения автомобиля задним ходом. Другое название – задняя скорость. Также включается только после полной остановки автомобиля.

«N» — нейтральная передача. Это сервисный режим и применяется в случае поломки автомобиля с АКПП для буксирования и эвакуации. Если необходима буксировка на расстояние, превышающее 3-5 км, лучше все-таки вызвать эвакуатор. Это связано с тем, что в АККП при движении должно в обязательном порядке все время циркулировать масло, что невозможно при выключенном моторе. А значит, есть возможность того, что некоторые детали коробки-автомата могут выйти из строя.

Также возможен перевод на нейтралку и при парковке, как альтернатива паркингу (в отличие от паркинга, колеса при нейтральной передаче разблокированы, и машину можно передвигать накатом. Минус парковки при помощи нейтралки в том, что при наклонной местности машина может самопроизвольно покатиться, поэтому данное положение желательно дублировать ручным тормозом.

«D» — означает драйв, или движение. Включается при стандартном движении вперед, когда вы начинаете движение, и выключается переводом рычага в положение «P» — паркинг, когда вы заканчиваете движение. На многих автомобилях этот режим имеет защиту от самопроизвольного включения, и срабатывает только при нажатии на педаль тормоза или (или вместе) специальной кнопки на панели АКПП.

«A» — режим автомата. Аналог режима драйв — «D». Коробка передач автоматически подбирает оптимальную передачу для движения вперед.

«L» — режим пониженной передачи. Приходит на помощь, когда двигателю не хватает мощности для преодоления препятствия (небольших водных преград, во время гололеда, сильного дождя, на крутых спусках и подъемах, а также в условиях бездорожья)

«B» — режим торможения двигателем. Следует применять, если вам предстоит затяжное торможение при спуске с крутой горки или при движении по горному серпантину. Не следует использовать при обычном торможении.

«2» — данный режим предназначен для движения вперед по лесным, грунтовым или заболоченным дорогам на скорости не выше 91 км/ч только на первой или второй передаче.

«3» — трехскоростной режим движения (1-я, 2-я или 3-я передачи). Этот режим применяется для езды по городу. Разрешенная максимальная скорость, разрешенная для этого режима – 152-154 км/ч.

«M» — ручной режим, «мануал». В этом режиме отключено автоматическое переключение передач, то есть машина полностью переходит в ручной режим управления. Используется, в основном, в условиях зимы – при одновременном включении режима «M» и «2» автомобиль трогается на 2-й передаче и на ней же продолжает движение. Упрощенный аналог механического режима переключения передач.

«S» — спортивный режим. Предназначен для улучшения динамики автомобиля. При включении данного режима переключение на повышающую передачу будет происходить при бóльших оборотах, чем в стандартном режиме. Но и топлива расходуется на порядок больше.

«OD» — овердрайв, или повышающая передача. В этом режиме коробки автомат переключение на повышенную 4-ю передачу автоматически происходит на высоких скоростях или если водитель даже слегка нажмет на педаль газа.

«W» — зимний режим, «винтер». Предназначен для эксплуатации в экстремальных зимних условиях. Аналог режима «M».

«E» — экономичный режим. При включении данного режима на каждой из ступеней происходит ограничение скорости передвижения, за счет чего топливо расходуется очень экономно, двигатель плавно повышает обороты при каждом повышении передач, и автомобиль идет плавно и размеренно.

«H» — режим удержания. Также, как и режимы «W» и «M», в основном предназначен для использования в зимний период. При его включении снижается вероятность пробуксовки и рывков, так как движение автомобиля начинается сразу со 2-й передачи. Зимой такой режим рекомендовано все время держать включенным. При увеличении скорости и наборе оборотов АКПП сама переключит скорость до 3-й, но при дальнейшем повышении скорости до 4-й снова вернет туда же – на 3-ю. Это сделано для повышения безопасности движения.

Тем не менее, следует знать, что у каждого производителя могут быть свои вариации обозначения режимов на АКПП, а потому перед началом эксплуатации выбранного вами «железного коня» следует внимательно изучить инструкцию, предназначенную именно для него.

Как правильно запустить двигатель с АКПП

Запуская двигатель с автоматической коробкой переключения передач, следует в обязательном порядке учитывать некоторые особенности, чтобы продлить жизнь двигателя и автомобиля в целом.

  • Автомобиль, в котором стоит АКПП, имеет всего 2 педали, а именно «газ» и «тормоз». Благодаря этой особенности левая нога водителя практически не задействована. Запуская двигатель с коробкой автоматом, не нужно нажимать педаль газа. Но в некоторых моделях (внимательно читайте инструкцию по эксплуатации!) обязательно нажатие педали тормоза, так как в противном случае двигатель просто не заведется.

Тем не менее, довольно часто опытные инструкторы по вождению рекомендуют всегда перед тем, как запустить двигатель, оснащенный АКПП, нажимать педаль тормоза. Это необходимо для того, чтобы не допустить самопроизвольного движения автомобиля на нейтральном режиме (N). Также без нажатой педали тормоза невозможно переключиться и начать движение в режимах «D» и «R».

  • Также, если вы по какой-то причине установили рычаг переключения передач в неправильное положение, в автомобиле с АКПП автоматически сработает блокировка запуска двигателя. Завести двигатель с коробкой автоматом возможно только при установленном рычаге переключения передач в положениях «P» или «N». При нахождении рычага в любом другом положении запуск двигателя будет автоматически заблокирован.

Эта предустановленная функция является очень важной как для новичков в вождении, довольно часто еще путающихся в передачах и педалях, так и для опытных водителей, так как человеческий фактор никто не отменял, и вполне возможно, замотавшись в дневной суете, просто забыть снять автомобиль со скоростного режима, например. В этом случае при запуске двигателя машина самопроизвольно начнет движение, и можно не успеть избежать возможного столкновения, если авто, к примеру, находится на стоянке.

Поэтому прежде, чем начать включение двигателя, убедитесь, что АКПП переведена в режим «P». Возможен запуск и на нейтральном режиме, но большинство производителей рекомендуют все-таки режим паркинга.

  • Повернув ключ в замке зажигания, следует подождать буквально несколько секунд до запуска стартера, дав, тем самым, время и возможность для включения бензонасоса и подкачки компрессии.

Также, на некоторых марках автомобилей перед переключением передач необходимо разблокировать коробку передач, вставив и повернув ключ в замке зажигания. А в некоторых марках вы не сможете вытащить из замка зажигания ключ, не переведя рычаг АКПП в положение «драйв».

Как начать и завершить движение на автомобиле с АКПП

Начнем, естественно, с начала движения. Для того, чтобы правильно и плавно тронуться с места, совершаем следующие действия:

  1. Вставляем в замок зажигания ключ.
  2. Правой ногой выжимаем педаль тормоза.
  3. Проверяем, чтобы положение рычага АКПП находилось в положении «P» (остановка).
  4. Запускаем двигатель, не забывая выжимать педаль тормоза.
  5. Не отпуская тормоз, переводим рычаг переключения передач в положение «D» (движение вперед).
  6. Теперь плавно отпускам педаль тормоза, чем даем автомобилю возможность начать двигаться вперед на малой скорости, порядка 5 км/ч.
  7. Для того, чтобы увеличить скорость, так же плавно нажимаем на педаль газа. Тут прямая зависимость: чем сильнее вы жмете на педаль газа, тем больше увеличивается скорость.
  8. Если вам требуется остановить машину, переносим правую ногу с педали газа на педаль тормоза, и ждем остановки автомобиля.
  9. Если после полной остановки автомобиля вам необходимо его покинуть, то, не отпуская педаль тормоза, переводим рычаг АКПП в режим парковки – «P». При временно остановки, например, на пешеходном переходе или на светофоре, в режим паркинга переходить не надо. В этом случае при начале движения просто перенесите ногу с педали тормоза на педаль газа.

Как перейти на ручной режим управления и зачем это нужно

Довольно большое количество автомобилей, оснащенных АКПП, имеют режим «M», означающий как раз-таки переход на ручное управление авто. При его включении у водителя появляется возможность самостоятельно вручную включать повышенную или пониженную скорость в зависимости от дорожной ситуации. Для этого используются кнопки «+» и «-», расположенные на рычаге АКПП. Включение данного режима возможно только во время движения при включенном режиме «D».

Для защиты двигателя при переключении с автоматического на механический режим управления во время движения автомобиля все автоматические коробки переключения передач в обязательном порядке оснащаются специальной защитой.

Когда возможен или необходим переход на ручное управление автомобилем?

  • Во избежание пробуксовки, если автомобиль движется на пониженной передаче в условиях бездорожья.
  • Если автомобиль движется с горки накатом, и приходится тормозить двигателем. В этом случае не желательно использовать нейтральный режим «N», так как это может повредить коробку передач. Накат с включенным режимом драйв «D» также не очень подходит, так как в процессе движения будет происходить постепенное уменьшение скорости.
  • Данный режим хорошо подходит опытным водителям, так как позволяет резко ускориться при обгоне, более уверенно проходить крутые повороты, а также совершать другие маневры.

Какие ошибки наиболее часто совершают водители при эксплуатации АКПП

  1. Разрушающее воздействие на коробку автомат оказывают попытки завести двигатель «с толкача». Несмотря на то, что результат, как правило, бывает достигнут, при частом использовании данного метода ресурс эксплуатации АКПП может быть снижен почти вдвое.
  2. Ошибкой будет и неправильная буксировка автомобиля, оснащенного АКПП, а именно: если расстояние буксировки превышает 40 км, или если скорость буксировки выше, чем 50 км/ч. Это объясняется тем, что в процессе буксировки не работает подача масла на коробку автомат, в результате чего возможен быстрый износ деталей – они вращаются «всухую».
  3. Очень опасно, особенно, если скорость у вас довольно большая, переключаться во время движения из режима «D» (движение) на режим «N» (нейтральный). В этот момент двигатель может заглохнуть, что повлечет отключение гидроусилителя руля, а также усиление работы тормозов, и вы получите практически неуправляемый автомобиль.
  4. И еще одна довольно распространенная ошибка, также связанная с нейтральным режимом. Все дело в том, что часто водители, в особенности малоопытные, переводят машину в режим «N», находясь в пробках или притормаживая, например, на светофорах. В это время происходит гидравлический удар, способствующий быстрому износу АКПП.

В этих случаях рекомендовано использовать только режим «D» (драйв, движение) в сочетании с педалью тормоза. То есть, если у вас кратковременная остановка в вышеперечисленных и им подобных случаях – просто нажмите педаль тормоза. Пробка немного продвинулась вперед? Медленно и плавно отпускаем тормоз и плавно катимся вперед. В таком режиме можно проездить и целый день.

Дело в том, что режим «N» предназначен для экстренных случаев, как разблокировка колес при кратковременной буксировке или перестановки автомобиля в другое место при его временной неисправности.

  1. Ну и, пожалуй, самая частая ошибка, которая может привести к поломке АКП – это переход в режим «D» (движение вперед), когда автомобиль не был полностью остановлен после движения задним ходом. И обратный случай – если водитель включил режим заднего хода «R», не дождавшись полной остановки при движении вперед.

Подведение итогов

Сегодня коробки-автоматы – одни из самых распространенных, так как зарекомендовали себя как надежные агрегаты, значительно облегчающие движение, особенно по городу, и особенно – в больших городах, где довольно часто автолюбители сталкиваются с многочисленными пробками, светофорами и пешеходными переходами.

Конечно же, управление автомобилем, оснащенным АКПП, дело не самое простое. Но, по сравнению с управлением автомобилем с механической коробкой переключения передач, все же значительно проще. Просто к нему надо привыкнуть и, не полагаясь на авось, внимательно изучить руководство по эксплуатации, предназначенное именно для вашего механического друга.

Легкой вам дороги, доброго пути и комфортной езды!

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: