На роль культурной столицы России традиционно претендует Санкт-Петербург. Но увы открытие новых музеев и театров редкое явление для города. Бюджетных средств едва хватает на поддержание уже построенных культурных объектов. Инвесторы не видят потенциала, а частные лица открывают в основном меценатства. Правда, участники рынка сходятся во мнении, что объекты культурного характера в Питере востребованы.
Владимир Скигин считает, что уровень жизни в Петербурге значительно выше многих миллионников. Это отображается не только в меньшем количестве криминала, близости Евросоюза, но и в самой культуре. Например, исторический центр города гармонично воздействует на человека, отмечает эксперт.
Кроме того стоит отметить и отношение петербуржцев к архитектурному наследию. Владимир Скигин уверен — «В сознании горожан еще с детства укрепляется понятие охраны объектов культуры и каждого бытового строения: будь то торговый центр или многоэтажный дом«.
Окультуривание ТЦ
Вопрос создания общественных пространств активно обсуждается, а вот обустроить такие зоны пока никто не собирается. Функция общественных зон пока что отдана торговым центрам. Поэтому растет число торговых комплексов с развлекательными составляющими. В погоне за увеличением потока посетителей, девелоперы стараются наполнить новые проекты чем-то нестандартным, хотя необычных развлечений пока не хватает.
Однако рентабельность каждой новинки стоит под вопросом. Например, по мнению Владимира Эдуардовича Скигина, человек сам должен выделить для себя приоритеты – кому-то нравится посещать театральные представления, другие не видят жизни без ночных клубов.
Игорь Кокорев (Knight Frank St. Petersburg) уверен, что возведение музея или театра в торговом центре – достаточно выгодно. Объекты такого рода вносят небольшую арендную плату, а целью их работы является банальная самоокупаемость. Но само существование объекта выполняет якорную функцию для коммерческого объекта и помогает привлечь новых посетителей.
Также специалисты отмечают возможность и «окультуривания» коммерции с целью прибыли. Например, внутри ТЦ можно построить кинотеатр. Правда, здесь будет сложность в совмещении специфических аудиторий и различных мотиваций к посещению, но эта задача вполне решаема.
Рентабельность
Специалисты утверждают, что срок окупаемости театров и музеев может достигать 30 лет. Поэтому, сегодня инвесторы реализуют подобные проекты в основном из любви к искусству или используют их в качестве имиджа. Также, введение объектов «культурного назначения» имеет ряд дополнительных отталкивающих нюансов: в связи с уникальностью проектов, времени на согласование уйдет намного больше; прогнозы по окупаемости тяжело произвести, поскольку рынок подобных нововведений еще слишком молод. Все риски проекта лягут на плечи инвестора, а гарантий и оптимистичных прогнозов пока нет.
Музеи и театры сегодня зачастую организовывают для PR-акции. Это так называемые магниты для притягивания туристов. Сегодня открытие музея на автотематику возле салона крупной автомобильной компании или даже возведение музея водки в составе общепита – явления не новые. Легко спрогнозировать, что в будущем начнут развиваться корпоративные выставки в офисах компаний.
Если вернуться к теме музейно-театральной отрасли в торговых центрах, постает вопрос о том, может ли такое новшество привлечь потенциальных потребителей. По мнению Владимира Скигина, безусловно может. Наличие «культуры» в новостроящейся коммерческой недвижимости обязательно привлечет жителей районов, в котором находится данный объект.