Правящая партия в Украине хочет узаконить инструмент, который позволит ей принимать любые законы, вплоть до изменения самой Конституции. Этим инструментом является Закон о Всеукраинском референдуме, который парламент принял в начале ноября.
[Владимир Фесенко, политолог]:
«Я думаю, что поспешность была связана с тем, чтобы были не очень уверены, что такой закон пройдёт в новой Верховной Раде. Поэтому все такие контраверсийные законы, законы, которые могут не пройти в новом парламенте, постараются принять в нынешней Верховной Раде».
Во время принятия закона внимание общественности было приковано к результатам выборов по одномандатным округам, где так не смогли установить легитимность волеизъявление граждан. Кроме того, результаты парламентских выборов разрушили надежды Партии регионов получить конституционное большинство в 300 голосов в будущем парламенте.
Президент Украины закон пока не подписал. В документе предусмотрено, что избирательные окружные комиссии формируются региональными администрациями, а участковые — местными властями. Также в законе не установлен необходимый процент явки избирателей, чтобы можно было считать референдум состоявшимся. В нем прописана противоречивая агитационная система, в процессе которой даже могут закрыть средство массой информации. А принимали его, нарушая регламент работы парламента.
[Игорь Колиушко, глава Центра политико-правовых реформ в Киеве]:
«Если этот закон будет подписан Президентом, тогда уже абсолютно не будет иметь значение, кто — в Верховной Раде, кто победил на выборах, кто не победил на выборах. Все вопросы Президент может решить через референдум. Он может принять законы, он может аннулировать законы; может принять изменения в Конституцию, может отменить полностью Конституцию Украины».
В свою очередь, оппозиция заявляет, что власть хочет изменить Конституцию, чтобы Президента избирали в парламенте, а не на национальных выборах. В то же время, правящая партия так и не объяснила обществу, какие же конституционные реформы она хочет провести.
[Игорь Колиушко, глава Центра политико-правовых реформ в Киеве]:
«Конечно, все смотрят на соседние страны, где произошли подобные изменения в Конституции, референдумы и так далее, которые позволили их руководителям остаться у власти дольше, чем это предусмотрено было Конституцией на момент их избрания. И все боятся, что Янукович, собственно, сделает такой же самый трюк».
Политолог Владимир Фесенко считает, что действующая Конституция не предусматривает изменения главного закона без участия парламента, в частности, на национальном референдуме.
[Владимир Фесенко, политолог]:
«Конституция выше, чем любой закон. Конечно, Конституционный суд у нас может вольно трактовать те или иные конституционные нормы. Но я думаю, что любая попытка принять изменения в Конституцию помимо Верховной Рады вызовет серьезный политический кризис и серьезную критику, и непринятие со стороны наших международных партнеров на Западе».
В настоящее время оппозиция хочет добиться в парламенте отмены законопроекта о Всеукраинском референдуме. Для этого было внесено соответствующее постановление. Однако шансы парламентской отмены не велики, а значит, вопрос может снова вызвать протесты населения.
[Игорь Колиушко, глава Центра политико-правовых реформ в Киеве]:
«Я не думаю, что сейчас есть условия для революции из-за этого закона. Однако когда его начнут применять, то может быть все, что угодно. У нас просто люди привыкли реагировать не на принимаемые законы, а на их применение. А применение этого закона является, фактически, беззаконием».
Эксперты говорят, что в настоящее время Закон о Всеукраинском референдуме — это страховочная политическая технология в руках власти, которую могут применить в случае, если не удастся провести через парламент необходимые власти изменения, включая конституционные.
NTD, Киев, Украина