на правах рекламы
Год от года количество детей, которым диагностируют аутизм, — возрастает. На этом фоне родителям важно знать симптомы этого заболевания, причины возникновения и пути коррекции. Круг этих вопросов мы и планируем обзорно рассмотреть в данной статье.
Сначала поговорим о причинах
С чёткими причинами развития РАС (расстройства аутистического спектра) учёные не разобрались до сих пор. Но есть ряд факторов различного рода, которые провоцируют их появление. Сюда относят:
- солидный возраст одного из родителя родителей, чаще всего отца;
- наследственный аутизм, а также появление ребенка последним в многодетной семье; хотя есть и риск родить первенца с подобным диагнозом;
- заболеваемость матери во время вынашивания ребёнка (опасны последствия кори, краснухи, цитомегаловируса, ветряной оспы и даже ожирения; воздействия на плод препаратов талидомида и вальпроата);
- наличие ДЦП у новорождённых или поражение ЦНС вследствие энцефалита;
- генетические и гормональные сбои, нарушение обмена веществ; вирусные или бактериальные инфекции, отравление ртутью или же передозировка антибиотика;
- родовые и черепно-мозговые травмы;
- «хрупкость» эмоций врожденного характера.
Исследования ученых университета в Вашингтоне показали, что при врожденной предрасположенности к РАС, имеет место слишком быстрый рост мозга. Если у ребенка стремительно меняются три параметра: объем головного мозга, толщина и площадь его коры, в будущем вероятны аутистические симптомы.
Признаки заболевания: стабильные и появляющиеся в период взросления
Первые признаки аутизма у детей проявляются до 2-х лет (ранний детский аутизм), в период с 2 до 11 лет диагностируется детский аутизм, а в возрасте 11–18 лет речь идёт о подростковом аутизме.
Например, если малыш до года не испытывает радости и оживления при появлении родителей или красивых игрушек; не улыбается и не ищет зрительного контакта; имеет повышенную или слишком низкую чувствительность к внешним раздражителям – свету, звуку, прикосновению; не реагирует на свое имя и не изучает предметы при помощи рук и не тянет их в рот, — это должно насторожить родителей.
У детей 2-3 лет спектр признаков расширяется: у малышей нет интереса к другим детям; в поведении наблюдается то гиперактивность, то полная пассивность, а также реакции непредсказуемые; связная речь отсутствует; появляются стереотипные движения (бег по кругу, раскачивание, вращение головой, махание руками) и «деревянная» походка (следствие повышенного мышечного тонуса), хождение на цыпочках.
Дети порой сильно фокусируется на каком-либо предмете или видеоматериале, требуют ритуальных повседневных действий, одной и той же пищи, одежды или обуви и протестуют против любых перемен в жизненном ритме. Проявляются вспышки гнева истремление к аутоагрессии (самоповреждению).
Признаки аутизма, свойственные подросткам, проявляются более выраженно, чем в раннем возрасте. Они не признают морально-этических норм, могут закатывать истерики, бить родителей; не желают иметь контакт со сверстниками, предпочитают одиночество.
Аутизм по-разному отражается на уровне интеллекта. У одних он – низкий, у других – нормальный и даже высокий. Стоит напомнить о гениях – Моцарте, Эйнштейне и Билле Гейтсе, которые были аутистами.
Сложный и длительный процесс лечения
А начинается он со своевременной диагностики медицинской комиссией, в состав которых входит педиатр, психолог, психиатр, невролог и логопед. Существует немало тестов, опросников, специальных игр, в частности, скрининговый тест М-СНАТ; тест на AQ (коэффициент аутизма).
Но, порой, педиатры не реагируют на тревогу родителей, успокаивая их, что ребёнок «перерастет». И тогда лечение отодвигается, а начатое поздно, — малоэффективно.
Трудно бывает в дальнейшем добиться социализации.
Лечение – сложный и длительный процесс и он невозможен без участия родителей в любви и терпении. Среди методик работы с аутичными детьми, можно выделить поведенческую терапию, биомедицинскую коррекцию, пет-терапию с (общение с животными), АВА-терапию (она создает сильную мотивацию) При аутизме предстоит много поработать психологам, дефектологам и логопедам.
В конечном итоге, проявления нежелательного поведения снижаются, а способности к коммуникации повышаются, что оправдывает весь спектр затраченных усилий.