Картина «Не ждали», известная каждому школьнику. Сегодня её сюжет мало понятен, однако в 80-х годах 19 века современникам не требовалось пояснений.
Главный герой – бывший революционер. Попав под амнистию, возвращается домой.
[Софья Аксёнова, ассистент куратора выставки]:
«Каждая маленькая деталь этой сцены рассказывает нам о том, что сейчас, буквально через секунду и развернётся самое главное. Как все отнесутся к происходящему? Современники охарактеризовали её очень по-разному. Кто-то сказал, что этот входящий – это образ Христа из картины «Явление Христа народу» Иванова… А другие сравнили его с блудным сыном из Евангельской притчи».
Репин – натура темпераментная. Часто возвращался и переписывал свои работы. Образ главного героя менялся кардинально. Если присмотреться, на месте его лица и фигуры – более плотный живописный слой. Изначально шагом победителя в комнату входил очень уверенный в себе молодой человек.
[Софья Аксёнова, ассистент куратора выставки]:
«В варианте, который Репин решил оставить, человек абсолютно неуверенный в себе, испуганный. Точно так же, как все не ждали его, он тоже не ждёт их реакцию, не представляет, как они его встретят. Каждой деталью его образа Репин это подчёркивает. И это не по размеру большое пальто, спадающее. И помятый картуз».
А это не менее известная «Царевна Софья». Для её создания Репин специально приехал в Москву вдохновиться исконно русской культурой.
Царевна Софья – старшая сестра Петра I. В ходе Стрелецкого бунта её насильно постригли в монахини. На картине она через год после заточения. За окнами пытают её прислугу. Крамской называл Софью «тигрицей, запертой в железную клетку».
[Софья Аксёнова, ассистент куратора выставки]:
«Репин в этой картине сделал то, что не сразу смогли принять. Нарушил дистанцию, разделяющую XVII и XIX век, изобразив исторического персонажа, как реального человека со всем реальным спектром психологических переживаний».
Выставка проходит до середины августа.
Короткая ссылка на эту страницу: