Центральный экспонат – серия гравюр. Создана между 1775-м и 1783-м накануне французской революции. Это последние годы помпезной придворной роскоши.
[Василий Успенский, куратор выставки]:
«В самой серии было написано, что это в первую очередь для приезжих и провинциалов, которые должны были изучить парижский образ жизни. Образец хорошего тона. Как следует жить благородному человеку в эпоху Людовика XVI».
Жизнь аристократа строго регламентирована. Каждой ситуации соответствовал определённый костюм, манеры и окружающие предметы.
Променад – важная часть жизни светского общества. Неслучайно в зале – пение птиц. Это кенар, самец канарейки. Их специально разводили в парках и садах ради красивого пения.
Дамы надевали платье-полонез. Его отличительная особенность – три пышных складки сзади. Подол приподнимали, чтобы не испачкать. При этом наряд обретал новые изящные формы. В России женские туалеты XVIII века почти не сохранились.
[Василий Успенский, куратор выставки]:
«Довольно мало даже императорских, а не императорских нет почти сосем. Именно женских. Мужских довольно много, потому что женские платья перешивались по новой моде, иногда их отдавали в церковь и из них делали облачение священников, тоже была такая традиция».
1770-е – эпоха руссоизма, в моде – близость к природе. Особо популярны охота и скачки, знать чаще выезжает за город в родовое поместье, встречается с крестьянами. Тон задаёт сам король Людовик XVI. Во дворцах появляются гобелены на новую модную тему.
[Василий Успенский, куратор выставки]:
«Художники, которые делали «Monument du costume», хотя и любовались красотой аристократической культуры, тем не менее не считали её образцом во всём. Именно жизнь крестьян считалась особенно нравственной, потому, что они живут на земле, они естественные люди, у них естественные чувства, не развращённые цивилизацией».
Выставка работает до середины апреля.
Короткая ссылка на эту страницу: