Телеканал NTD

Русская сказка: Билибин, Врубель, Васнецов в Третьяковской галерее

Русская сказка: Билибин, Врубель, Васнецов в Третьяковской галерее

Выставка Третьяковской галереи объединила несколько десятков картин главных сказочников XIX века, предлагая взглянуть по-новому на привычные..

Дата загрузки: 2020-10-31

Выставка Третьяковской галереи объединила несколько десятков картин главных сказочников XIX века, предлагая взглянуть по-новому на привычные образы.

[Иван Антонов, куратор выставки]:
«Сказка – уникальные народные образы <…> помогают лучше понять, кто мы есть, и задаёт на раннем очень детском восприятии ориентиры: что есть добро, зло. Художники XIX века Билибин, Васнецов, создавая эти сказочные образы, пытались буквально воспитывать поколение».

Подводный мир – воплощение тридесятого царства. Вот эскиз к полотну «Царевна-лебедь» Михаила Врубеля. Выполнен маслом на картоне. Таинственная царевна исчезает в морских сумерках. В 1900-м Врубель создавал эскизы для костюмов и декораций к опере «Сказка о царе Салтане», где главную партию исполняла его жена Надежда.

«Русалки» же Крамского cозданы по мотивам повести Гоголя «Вечера на хуторе близ Диканьки». Художник писал картину летом 1871-го в усадьбе Хотень в Харьковской губернии, куда приехал, чтобы точнее передать красоту лунной ночи.

[Иван Антонов, куратор выставки]:
«Русалки, сирены – чарующий образ женской красоты очень важен для понимания творчества Крамского. Мир сказки – это уход в новые миры, в новые пространства, попытка новыми образами посмотреть на действительность, в которой живём».

«Иван-царевич на Сером Волке» – масштабное полотно Виктора Васнецова 1889 года. Художник родился в Вятской губернии в семье сельского священника. В своих работах объединил суровое величие северной природы с глубиной народных сказок.

Волк уносит Ивана-царевича и Елену Прекрасную от погони. Дикая яблоня расцвела нежными розовыми цветами в непроходимой чаще – символ надежды и будущего счастья.

[Иван Антонов, куратор выставки]:
«Этот жанр живописи, с одной стороны, относится к фольклору, мифологическому образу, но в то же время в нём есть дух романтизма… Художники-романтики часто размышляли на современные критические моменты, создавая идеализированные миры сказочные, подчёркивая несовершенство этого мира».

Так свою самую волшебную серию картин «Поэма семи сказок» Васнецов создал во время революции 1917 года. Одна из них – «Царевна-лягушка». Впервые за 100 лет её вывезли из дома-мастерской художника.

[Иван Антонов, куратор выставки]:
«Когда мы пришли в дом Васнецова, нам сказали: “Берите всё, но только не эту картину”. И вот она здесь на выставке. Мы нашли способ привезти её из родного дома».

На время карантина Третьяковская галерея переносит экскурсии в онлайн.
Короткая ссылка на эту страницу: