Учёные симулировали грязевые вулканические потоки на Марсе

На поверхности Марса учёные обнаружили тысячи элементов ландшафта, которые напоминают вулканы. Однако их происхождение вызывает много..

Дата загрузки: 2024-04-19

Учёные симулировали грязевые вулканические потоки на Марсе
На поверхности Марса учёные обнаружили тысячи элементов ландшафта, которые напоминают вулканы. Однако их происхождение вызывает много дебатов.

Некоторые полагают, что они появились в результате извержений грязи. Однако очень мало известно о том, как ведёт себя такая грязь на поверхности Красной планеты.

Чтобы это выяснить, группа исследователей из Академии Наук Чехии объединилась с учёными из Открытого университета Великобритании и провела уникальный эксперимент.

В ходе него использовали специальную камеру, где обеспечены суровые условия Марса: низкие давление и температура. В итоге выяснилось, что грязь может вести себя на поверхности планеты так же, как лава ведёт себя на Земле.

[Петр Брож, руководитель исследования]:
«Грязь всё ещё продвигалась вперёд даже под образовавшейся коркой. Именно так некоторые типы лавы двигаются здесь на Земле. И это большое открытие. То есть, если у вещества на Марсе есть лавовые свойства, то это ещё не означает, что это не грязь».

Марсианская атмосфера примерно в 150 раз более разреженная, чем земная. При таком давлении вода начинает закипать, испаряться, а затем замерзает.

Эксперимент показал, как нестабильность воды в грязи влияет на её поведение. Например, в при более высокой температуре грязь закипала и даже начинала подниматься над поверхностью песка.

[Петр Брож, руководитель исследования]:
«Если вы окажетесь на Марсе, то увидите, что гравитация там составляет лишь треть нашей. Каждый прыжок будет намного выше. И вы увидите вокруг летающие частички грунта. Это будет для людей очень необычным».

Учёные говорят, что потоки грязи на Марсе, скорее всего, напоминают течение лавы гавайских вулканов. Они также отмечают, что их открытие историческое.

[Петр Брож, руководитель исследования]:
«Если что-то сделано из лавы, тогда это означает, что под поверхностью – высокая температура, что-то, что расплавляет камни. А если эти вулканы грязевые, тогда это означает, что под поверхностью Марса находится жидкость. И очень важно определить, какой вариант правильный, поскольку это приведёт к разным выводам».

Учёные надеются, что это сделает науку ближе к разгадке тог