Выход из строя ТНВД является одной из самых распространенных причин повышенного расхода топлива, проблемного запуска двигателя и увеличения дымности выхлопа. Сегодня мы попробуем разобраться, какие именно факторы приводят к возникновению неисправностей насоса высокого давления и определим наиболее эффективные методы их устранения. Итак, начнем!
Причины поломки ТНВД
Профессиональные мастера по ремонту авто выделяют следующие основные причины, приводящие к поломке ТНВД;
- загрязнение плунжеров/топливного фильтра;
- присутствие воды в дизельном топливе;
- коррозия плунжерной пары;
- износ подшипников;
- разгерметизация системы;
- неравномерное распределение солярки;
- заклинивание поршня и втулки;
- сбои в работе охладительной системы;
- выход из строя пружины возврата плунжера;
Нередко встречается и производственный брак, связанный с ошибками, допущенными в процессе изготовления насосов высокого давления. В таком случае, оборудование лучше вернуть по гарантии или, если гарантийный срок уже вышел, обратиться за помощью к специалистам сервисного центра.
Признаки неисправностей
Несмотря на то, что ТНВД бывают самых различных типов, признаки их поломки, в большинстве случаев идентичны. Так, к основным симптомам выхода из строя насоса относятся:
- существенное увеличение расхода топлива вне зависимости от того, в каком режиме работает двигатель;
- нестабильная работа мотора – авто при движении дергается и глохнет;
- проблемы с запуском двигателя в холодное время года;
- увеличение дымности выхлопа;
- снижение мощности мотора;
- утечка топлива из ТНВД;
- появление масляной эмульсии в охлаждающей жидкости;
- увеличение уровня шума работающего двигателя.
Обратите внимание – любой из вышеперечисленных симптомов может свидетельствовать и о выходе из строя других узлов авто – например, охладительной системы. Чтобы избежать ошибок и удостовериться, что неисправен именно ТНВД, отгоните авто на диагностику.
Способы устранения неисправностей
Наиболее распространенными ремонтными способами, позволяющим полностью устранить неисправности в ТНВД являются:
Замена плунжерной пары
Перед тем как приступить к ремонту, необходимо приобрести новую плунжерную пару и подготовить набор слесарных инструментов. Процесс устранения неисправности будем рассматривать на примере популярного насоса высокого давления от компании Bosch. Так, для замены плунжерной пары нужно выполнить следующее:
▪ снять клеммы с аккумулятора:
▪ демонтировать все шланги и провода, подсоединенные к ТНВД;
▪ отсоединить детали, мешающие вынуть насос из авто;
▪ открутить крепеж и вынуть насос;
▪ произвести разборку насоса;
▪ открутить плунжер и вынуть его;
▪ выполнить тщательную осторожную очистку деталей ТНВД от грязи с помощью карбклинеров или аналогичных им по составу очистителей;
▪ произвести проверку реек, роликов и подшипников, чтобы определить степень их износа;
▪ снять клапаны и «глушилку» со старой плунжерной пары и установить эти детали на новую пару;
▪ выполнить монтаж оборудования в обратном порядке.
Маленький нюанс – производить полную замену плунжерной пары рекомендуется только тогда, когда вы на 100 % уверены, что узел не подлежит восстановлению и единственным вариантом ремонта является его полная замена.
Заедание рейки
В случае с заедающей рейкой вам необходимо в первую очередь определить точно место ее «прикипания». Выполнить эту процедуру несложно – достаточно просто в течение пары минут подкачивать зубчатый венец по направлению к заевшей детали в соответствующей секции. Отсутствие зазора и будет являться показателем того, что рейка заела.
Самостоятельно устранить неисправность, связанную с заевшей рейкой, у вас вряд ли получится – процесс ремонта данного узла достаточно сложен и выполнить его можно только в сервисном центре, где имеется полный набор оборудования для диагностики авто и специальные инструменты.
Меры профилактики
Регулярное профилактическое обслуживание ТНВД поможет вам продлить срок службы вашего авто и позволит сэкономить немало финансовых средств на его ремонте. Специалисты сервисных центров рекомендуют массу мер профилактики по поддержанию насоса высокого давления в хорошем рабочем состоянии, основными из которых являются:
- тщательная ежегодная промывка топливной системы;
- своевременная замена загрязненного топливного фильтра (выполнять чистку узла крайне нежелательно, так как мелкие грязевые частички убрать у вас все равно не получится и они останутся на фильтре);
- использование исключительно качественного топлива (удостовериться в том, что топливо действительно качественное вы можете изучив информацию о его составе и допусках – соответствующая документация есть на любой заправке);
- зимой пользуйтесь только дизельным топливом, специально адаптированным для использования в холодное время года (как вариант, можно пользоваться антигелями для повышения текучести топлива);
- на длительную стоянку автомобиль следует оставлять только с полностью заправленным баком – за ночь внутри бака скапливается конденсат, который смешивается с топливом и нарушает его консистенцию (альтернатива – специальные нейтрализаторы влаги);
- следите за тем, чтобы уровень топлива не падал ниже критической отметки;
- обязательно выполняйте прогрев транспортного средства в холодное время года – делать это нужно в течение нескольких минут (при необходимости можно ориентироваться на показания приборов);
- в случае если у вас вдруг возникли сомнения в качестве солярки, воспользуйтесь смазывающими присадками.
В целом, процесс определения и устранения неисправности ТНВД не вызывает особых проблем при условии, что вы доверите выполнение этих работ профессиональным мастерам хорошего сервисного центра. Что же касается мер профилактики, то их соблюдение является обязательным для всех, кто хочет, чтобы его авто работало безукоризненно.