fb pixel
Телеканал NTD

Илья Ильф – фотограф: выставка снимков Москвы 1930-х

Илья Ильф – фотограф: выставка снимков Москвы 1930-х

В Центре Гиляровского впервые на экспозиции около сотни фотографий, сделанных Ильёй Ильфом, одним из авторов «Двенадцати..

Дата загрузки: 2024-04-26

Илья Ильф – фотограф: выставка снимков Москвы 1930-х

В Центре Гиляровского впервые на экспозиции около сотни фотографий, сделанных Ильёй Ильфом, одним из авторов «Двенадцати стульев».

На снимках – Москва 30-х, какой её видел писатель. В переломный период, когда древний купеческий город превращался в столицу коммунистического государства.

[Рома Либеров, куратор выставки]:
«Эпоха стояла общественная. Друзья и коллеги, которые занимались фотографированием, снимали совсем другие вещи: экспериментировали с ракурсами, снимали бурление новой жизни. Ничего подобного у Ильфа нет. Посмотрите, какую интимную интонацию он пытается поймать. Вот, например, зачем снимать тень от городской решётки?»

В 1931-м с балкона своей квартиры Илья Ильф наблюдал за сносом Храма Христа Спасителя. Вот его жена Маруся сидит на фоне храма. А здесь уже момент взрыва. Падают барельефы, разрушаются купала. Завалы разбирали ещё полтора года.

[Рома Либеров, куратор выставки]:
«Храм Христа Спасителя – могучий символ старой столицы. 80-е годы XIX века. Конечно, он довлел над Кремлём. Вдруг религия – опиум для народа, борьба и прочее… Заранее расклеили объявления, что будет серия взрывов. Его было так тяжело разрушить и разобрать, что даже взрывов устроили несколько. И так как Ильф жил напротив, он снял всю серию».

Илья Ильф родился в Одессе. Приехал в Москву в 1923-м, застав столицу в ещё старом виде. Вот двор внутри Китайгородской стены – средневекового укрепления, опоясывавшего центр города. А это вид на Швивую горку, считался одним из самых живописных в Москве.

[Рома Либеров, куратор выставки]:
«Как каждый из новых москвичей, когда приезжают, расстраиваются по поводу того, что перестаёт существовать, а Ильф ещё попал в Москву в такую эпоху, когда она должна была стать новой столицей. Не стало Красных ворот, как не пытались их защитить, не стало Сухаревой башни, Китайгородской стены. Не стало символов старой столицы».

На время карантина экскурсии переносятся в режим онлайн.

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: