Хлопковая материя с простым цветочным рисунком – хит продаж в начале XX века. Одна лишь фабрика Гюбнера выпускала по 100 миллионов метров в год.
[Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник музея]:
«Крестьяне с удовольствием эти ткани покупали, когда хотелось чего-то необыкновенного, ни на что не похожего, эксклюзивного. Использовали для декорирования одежды, которую шили из домотканого полотна: вышивка, и в качестве аппликации использовали».
Аристократия и зажиточные купцы выписывали модные журналы из Парижа. Для них в Москве создавали копии самых актуальных тканей Европы.
Не забывали про исконно русские технологии, известные со времён Ивана Грозного.
[Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник музея]:
«Это китайская тема, потому что это не цветочки, а облачка пара, которые из пасти дракона выходят… Но это наше традиционная кубовое окрашивание. Когда на ткань наносится рисунок что-то типа батика, затем она окрашивается в кубе в тёмно-синей краске».
В 20-е годы дореволюционную ткань признали мещанской. Появился агиттекстиль с новой советской символикой: освоение неба, строительство заводов, развитие сельского хозяйства.
[Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник музея]:
«В 1933 году вышел даже фельетон… Дескать, как приятно лежать в подштанниках из такой ткани: ты лежишь на спине, а по тебе едет паровоз, повернулся на живот — по тебе трактор едет. И это уже было негативом. Имелось в виду, что устали уже от таких тканей».
Конец 50-х – короткий период оттепели. Появляются ткани, вдохновлённые народными промыслами: вологодские кружева, дымковская и филимоновская игрушка.
Причём художники обучались у мастеров, работавших ещё до революции.
[Лариса Скрыпник, старший научный сотрудник музея]:
«Активный возврат к этой теме связан с фестивалем молодёжи и студентов 1957 года. Это был первый международный фестиваль в стране. Нужно было себя как-то представить».
Выставка проходит до начала февраля.
Короткая ссылка на эту страницу: