fb pixel
Телеканал NTD

Правозащитники: власти КНР превращают Синьцзян в зону без прав

Правозащитники: власти КНР превращают Синьцзян в зону без прав

Казах Кайрат Самаркан вспоминает о пытках, которым подвергся в заключении в родном китайском регионе Синьцзян. Это..

Дата загрузки: 2024-03-19

Правозащитники: власти КНР превращают Синьцзян в зону без прав

Казах Кайрат Самаркан вспоминает о пытках, которым подвергся в заключении в родном китайском регионе Синьцзян. Это северо-западный автономный район, где проживают преимущественно уйгуры и мусульмане других национальностей.

Кайрата отправили в так называемый центр перевоспитания после того, как он вернулся из Казахстана. Во время допросов полиция спрашивала, почему он покинул Китай, что делал в Казахстане и как часто ходит в мечеть.

Его поместили в камеру с 15-ю заключёнными. Каждый день нужно было запоминать и петь патриотические песни, а также писать эссе по коммунистическим трудам и часами слушать лекции о китайской компартии. Спустя три месяца он был на грани самоубийства, а через пять его освободили.

Теперь он снова смог уехать в Казахстан. Вспоминает о первых трёх днях заключения.

[Кайрат Самаркан, бывший заключённый центра перевоспитания]:
«Они схватили меня и отвели в другую комнату. Там меня поместили в металлическую конструкцию. В этой конструкции стоишь неподвижно. Руки пристёгнуты к металлическим элементам. Через шесть часов всё тело стало болеть. Стоять неудобно уже через 10 минут. Железо впивается в кожу. Через шесть часов боль очень сильная».

Недавно ООН выпустила отчёт, в котором говорится, что власти Китая держат в подобных центрах около миллиона мусульман. В 2014 году компартия развязала в Синьцзяне так называемую «войну с террором». Она заявила, что поводом для неё послужили атаки, которые якобы совершили экстремистские уйгурские группировки.

Сами власти называют эти места заключения «центрами перевоспитания и реабилитации». Пакистанский муж одной из заключённых с этим не согласен.

[Мирза Имран Баиг, муж заключённой жительницы Синьцзяна]:
«Я видел это своими собственными глазами. Они называют это лагерем перевоспитания. Но это тюрьма, настоящая тюрьма. Они держат всех людей в этой тюрьме. В каждой камере по 20 человек. Там очень грязно. Так грязно, что люди заболевают. Их также плохо кормят».

Правозащитники отмечают, что регион Синьцзян стал своего рода зоной, где у людей нет никаких прав. Мусульман повсеместно арестовывают и заставляют отречься от их религиозных убеждений.

[Софи Ричардсон, представительница Human Rights Watch]:
«То, что происходит в Синьцзяне, — просто за гранью разумного. И всеми лагерями руководит партия. Они не выдают ордеров на арест. Никому не выдвигают обвинения. В нашем отчёте есть цитаты, они прямым текстом говорят, что адвокат вам не нужен, суда не будет. Дело в вашей политической лояльности».

По данным независимых расследований, в регионе расположено 39 центров перевоспитания. За 17 месяцев с апреля 2017 по август 2018 года их площадь увеличилась втрое. Теперь она равна 140 футбольным полям.

Сегодня на улицах многих городов и деревень Синьцзяна очень сложно встретить молодых мужчин. Зато на каждом столбе висит флаг КНР. Также повсеместно видны плакаты с надписями «Любите партию, любите страну». В то же время мечети во время молитв почти пусты.

Правозащитники и международные организации отмечают, что подобным гонениям китайские власти подвергают не только уйгуров. Под прицелом также тибетцы, прихожане домашних христианских церквей и приверженцы практики медитации Фалуньгун. Последних называют самой большой группой узников совести в мире.

Подпишись на e-mail рассылку

Выбери что бы вы хотели получать на свой e-mail: