Но теперь они уверены, что мастер создал лишь один. А второй принадлежит кисти его ученика Яна Викторса.
То же касается и 1600 других рисунков, которые раньше приписывали Рембрандту. Теперь считается, что художник нарисовал лишь 600 из них.
[Холм Биверс, директор Берлинского гравюрного кабинета]:
«Причина путаницы в том, что у Рембрандта, самого известного художника Голландии в XVII столетии, была очень большая мастерская. Люди платили ему, чтобы учиться в его студии. Много времени они тренировались на рисунках. Ученики не только выбирали те же темы, что и Рембрандт, — они также использовали тот же стиль».
Директор Берлинского гравюрного кабинета потратил несколько лет, сравнивая рисунки Рембрандта в музеях города. Результатом его трудов стала выставка, на которой можно увидеть: где настоящий мастер, а где — работы учеников.
[Холм Биверс, директор Берлинского гравюрного кабинета]:
«Карандашные линии Рембрандта более разнообразные по сравнению с его учениками. Студенты используют ту же технику, но у них нет нюансов и вариативности. В использовании карандаша они действуют по шаблону».
На одном из рисунков «Благовещение Марии» разница между студентом и учителем очевидна. Ученик изобразил небольшого невзрачного ангела. А за ним Рембрандт нарисовал другого. Он больше и более одухотворённый.
Для дилеров принадлежность рисунков имеет огромное значение. Если за работу ученика Рембрандта дают около 180 тысяч евро, то за рисунок самого мастера – до 2 миллионов 800 тысяч.
Выставка под названием «Из мастерской Рембрандта» будет проходить в Берлине до 18 ноября.
Короткая ссылка на эту страницу: