Её основатели – местные жители, купцы Вешняковы. Поначалу изделия на манер федоскинских шкатулок выпускали из папье-маше, но практичные жестяные пользовались бОльшим спросом.
[Катерина Лисовая, экскурсовод]:
«Вешняковы были очень предприимчивые крестьяне. Замечают тенденцию, что открывается много трактиров, чайных, гостиниц. Складывается культура чаепития. Появляется спрос на подносы».
Вот самый старинный экземпляр в коллекции фабрики – 1870-х. Кого-то может смутить его цветной фон. На самом деле разноцветные подносы здесь выпускали с самого начала. Такие очень любили в деревнях.
[Михаил Лебедев, главный художник фабрики]:
«Домики были маленькие, окошечки маленькие. Хотелось больше цветного и праздничного. Каждому православному празднику определенный цвет: к Пасхе – красный, к Троице – зелёный, к Рождеству – синий».
А вот в дворянские усадьбы и богатые купеческие дома покупали подносы на чёрном фоне. Они выгодно оттеняли модную в XIX веке чёрную лаковую мебель, привезённую из Японии и Китая. Часто подносы делали в комплект, отсюда характерная для Востока инкрустация перламутром. На старинных образцах орнамент сохранился лишь частично.
Примечательно, что ставший классическим чёрный фон жостовским мастерам был только на руку.
[Михаил Лебедев, главный художник фабрики]:
««Чёрный почему? Потому что (чёрный) пигмент – это сажа, которая всегда была доступна. Особенно в деревнях, крестьянских домах. Топили печи. Мылись в банях. Поэтому сажа была доступным пигментом».
Сейчас местные мастера заняты созданием самого большого декоративного блюда размером 2 на 1,5 метра. Ожидается, что оно побьет рекорд Гиннесса. Изделие представят в конце августа в Москве на фестивале «Русское поле».
Короткая ссылка на эту страницу: