«Если это в крови, если это нравится, то приходишь (в мастерскую), помогаешь и постепенно, очень медленно этому учишься. Начинаешь что-то делать, помогать, и становится приятно, что можешь помочь отцу. Вот так и становишься кузнецом».
Мастера в Гюмри ковали ворота, двери, люстры и другие предметы. Многие изделия и сейчас украшают здания города, благодаря чему местная архитектура обрела идентичность.
В Гюмри по-прежнему много кузнецов, но Гарик беспокоится о будущем ремесла.
[Гарик Папоян, кузнец]:«Если у кого-то есть сварочный аппарат или шлифовальная машина, они начинают создавать что-то похожее на то, что делают кузнецы, и называют себя кузнецами. Но традиционное кузнечное дело может скоро исчезнуть. Сейчас все предпочитают использовать современные инструменты и забывают о старых способах».
По мнению специалистов, кузнечное ремесло в Гюмри выделяется художественным подходом. Даже огромные изделия кажутся изящными из-за ажурного рисунка.
[Агаси Тадевосян, специалист по культурной антропологии]:«Гюмри стал местом художественного кузнечного дела, а не только городом, где сохраняют традиции кузнечного ремесла».
Между тем Гарик надежды не теряет. Собирается обучать племянника. Говорит, что все мужчины в семье становятся кузнецами.
[Гарик Папоян, кузнец]:«Всё зависит от любви. Если она в крови, если любишь это дело и всё понимаешь, то это нельзя терять».
В декабре прошлого года кузнечное ремесло города Гюмри включили в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.
Короткая ссылка на эту страницу: