«Московский дворик» – самая известная работа мастера. Он написал её случайно. Поленов приехал в Москву для создания крупного исторического полотна. Cам он – выпускник Академии художеств по классу исторической живописи.
Но вид из окна его съёмной квартиры, выходившего на задний двор, увлёк мастера, положив начало новому жанру – лирическому пейзажу.
Эта картина висела над рабочим столом писателя Тургенева.
[Татьяна Карпова, сотрудница Третьяковской галереи]:
«Это момент переломный для самого Поленова и для русского искусства. На выставку не принимали картины, которые казались незначительными по содержанию. Поленов узаконил право этюда быть представленным публике. А раньше такого рода произведения прятали в мастерской художника».
А вот и парадный вид места, где остановился Поленов. Типичная городская усадьба Москвы. 60-е года XIX века – время угасания дворянской культуры, описанное Тургеневым. Девушка с книгой в руках, сопровождающая старушку, – и есть та самая тургеневская девушка.
[Татьяна Карпова, сотрудница Третьяковской галереи]:
«Угасание дворянских гнёзд, дворянской культуры. Эту картину называли элегией, чувство грусти окутывает это полотно. В работах Поленова всегда есть удивительная музыкальность. Берёт очень мягко эти аккорды зелёного цвета, какие-то очень нежные оттенки розовых тонов».
Между тем, по мнению самого Поленова, вершиной его творчества для публики должно было стать масштабное полотно «Христос и грешница». На выставку его привезли из Петербурга. Картина шириной в 6 метров – жемчужина Русского музея.
Для образа Иисуса Поленову позировал его ученик Исаак Левитан. Главный герой предстаёт без привычной назидательности и суровости.
[Татьяна Карпова, сотрудница Третьяковской галереи]:
«Для Поленова Христос был реальной личностью, проповедником, молодым человеком, учителям добра и истины».
Выставка будет проходить до середины февраля.
Короткая ссылка на эту страницу: